ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Белоусова Людмила Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 22 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга Пояснительная записка Возрастная группа: младшая общеразвивающая (3-4 года) План проведения совместной деятельности в формате ФГОС ДО. Вводная часть Введение в тему. Сюрпризный момент (получение письма). Основная часть. Проблемная ситуация. Практическая часть. Дид. игра «Ты малыш не зевай и матрешек посчитай» Дид. игра «Матрешки» Дид. игра «Собери матрешку» Физминутка «Карусель». Дид. игра- «Бусы» Дид. игра «Найди пару» Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка детей. Название занятия для педагога: Закрепление знаний об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере. Образовательная область: Познавательное развитие Направление: Формирование элементарных математических представлений Ведущая технология: Игровые технологии Название занятия для детей: «Мы веселые Матрёшка» Педагогическая цель: Формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере. Задачи: Развивающие: 1.Развивать познавательные интересы и способности детей. Обучающие: 1.Совершенствовать умение видеть общие признаки предмета (форма, цвет, величина), оперировать понятиями «один, много, ни одного». Воспитательные: 1.Воспитывать умение слушать, отвечать на заданные вопросы. Планируемые результаты: Целевые ориентиры Образовательные результаты Проводят сравнения и соотносят по количеству: (много, мало, ни одной) Умение сравнивать без пересчёта количества одинаковых объектов. Раскладывают предметы по размеру (от большой до маленькой и наоборот), называют размер (большая, средняя, маленькая) Умение раскладывать матрешек по размеру в убывающем и возрастающем порядке, называть размер Раскладывают предметы по образцу (с опорой на схему или по устному указанию) Умение раскладывать предметы по образцу(с опорой на схему или по устному указанию), ориентируясь на цвет Подбирают парную картинку с учетом изображения. Умение подбирать парную картинку Организация пространства: •Дети входят в группу, встают в круг. •Дети садятся за столы и выполняют задания: Дид. игра «Ты малыш не зевай и матрешек посчитай» (демонстрационный материал), Дид. игра «Матрешки» (демонстрационный материал, раздаточный материал у детей на столе), Дид. игра «Собери матрешку» (раздаточный материал у детей на столе), •Дети выходят из – за стола, выполняют физ. минутку «Карусель». •Дети садятся за столы и выполняют задания: Дид. игра- «Бусы» (демонстрационный материал расположен на мольберте, раздаточный материал у детей на столе), «Найди пару» (демонстрационный материал расположен на мольберте). Методические приемы: - игровые приёмы; - наглядные приёмы (использование иллюстраций); - словесные приёмы (вопросы, индивидуальные ответы детей); - анализ занятия, поощрение. Материалы к совместной деятельности: Деревянная матрёшка (одна большая и 10 маленьких), плоскостные матрешки трех размеров разных цветов, разрезные картинки «Матрешки», картинки «Парные матрешки», пластиковые крышки четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), сундучок, ленточки. Содержание образовательной деятельности: Этап совместной деятельности Время На этапах совместной деятельности Деятельность обучающихся Задания Образовательные результаты Вводная часть Организационный момент Создать атмосферу психологической безопасности и эмоциональной поддержки детей. Переключить внимание детей на предстоящую деятельность 2 мин. В. предлагает детям встать в круг. Проводит физ. минутку – приветствие, приветствует детей и гостей. Собрались дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются) В. загадывает загадку про матрёшку. Я с таинственной игрушкой Заигралась допоздна, Разбираю, собираю, То их восемь, то одна. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшка) Дети под музыку заходят в зал, становятся в круг, участвуют в физ. минутке, здороваются с гостями. Дети отгадывают загадку. Организация детей. Формирование познавательной мотивации Эмоциональный настрой на занятие Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели занятия. Проектирование выхода из проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия 2 мин В. открывает сундучок и обращается к детям: - Ребята, а в сундучке есть письмо (читает содержание письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишет вам мама - матрешка. Злой волшебник заколдовал моих деток-матрешек. Знаю, что вы хорошо занимаетесь и многое уже знаете, помогите мне их расколдовать. За каждое выполненное задание волшебник расколдует одну матрешку» В.: - Поможем матрешке? В. предлагает детям сесть за столы. Проявляют интерес к содержанию сундучка. Сосредотачивают внимание на содержание письма. Принимают проблемную ситуацию и ее решение. Дети соглашаются оказать помощь и садятся за столы Основная часть Закрепление детьми знаний пройденного материала. 10 мин 1.Дид. игра «Ты малыш не зевай и матрешек посчитай» В. из сундучка достает матрешку и обращается ко всем детям: - Сколько у меня матрёшек? В. прячет матрешку и спрашивает: - А сейчас сколько матрешек? И т. д. (много, мало, ни одной) В. за выполненное задание дает детям матрешку. 2. Дид. игра «Матрешки» В. раздает детям матрешки разной величины и цвета, просит разложить матрешек по размеру от самой высокой до самой низкой, и наоборот. В. за выполненное задание дает детям матрешку. 3. Дид. игра «Собери матрешку» В. предлагает собрать матрешку (разрезные картинки). В. за выполненное задание дает детям матрешку. 4. Физминутка «Карусель». В. предлагает немного отдохнуть, проводит физ. минутку. В. за выполненное задание дает детям матрешку. В. обращает внимание детей на большую матрешку, которые стоит перед ними, читает стихотворение. Как у нашей у матрешки, Очень яркая одежка. На переднике цветы, Небывалой красоты. 5. Дид. игра- «Бусы» В. предлагает детям сделать для матрешки подарочек – бусы: - А бусы мы выложим из пластиковых крышек разных цветов на ниточке (синий, красный, желтый, зеленый). В. за выполненное задание дает детям матрешку. 6. Дид. игра «Найди пару» В. раздает детям матрешки и предлагает найти на мольберте похожую матрешку. Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы Дети раскладывают матрешек по размеру в убывающем и возрастающем порядке, поочередно называют какая матрешка по размеру (большая, средняя, маленькая). Дети выполняют задания (собирают разрезные картинки матрешек) Дети берут ленточки в правую руку и кружатся, затем берут ленточку в левую руку и кружатся в другую сторону. Дети слушают стихотворение. Дети выполняют задания (выкладывают крышечки по образцу, продолжают последовательный ряд). Дети выполняют задания (находят похожую матрешку) Умение сравнивать без пересчёта количества одинаковых объектов. (много, мало, ни одной, один, два, три), раскладывать матрешек по росту в убывающем и возрастающем порядке, называть размер (большая, средняя, маленькая), умение раскладывать предметы по образцу (с опорой на схему или по устному указанию), ориентируясь на цвет, умение подбирать парную картинку. Предупреждение и снятие утомления, повышения активного внимания и работоспособности, Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия 2 мин В. обращается к детям и задает вопросы: - Какие вы молодцы, вы много знаете. - Кто приходил к нам в гости? - Чем мы с вами сегодня занимались? - Вы умеете отвечать на вопрос «сколько?» (один, много, ни одного); умеете видеть общие признаки предмета (форма, цвет). В. обращается к детям: Поиграли мы немножко, в след пойдем мы за матрешкой. В.: - Ой, ребята я совсем забыла, а матрешка вам приготовила подарочки, давайте посмотрим внутрь матрешки. Дети отвечают на вопросы и подводят итог занятия. Дети заглядывают в матрешку и там видят конфетки. Затем дети встают друг за другом, в одну шеренгу и уходят за матрешкой. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов