Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Была у двора Масленица, да в избу зашла…» Дубенкова Ирина Валерьевна «Дошкольное отделение» ГБОУ школа №338 невского района г. Санкт-Петербург воспитатель Цель: Создать условия для обогащения знаний, формирования интереса к русскому народному празднику Масленица. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с народным праздником - Масленица, его обычаями, традициями, обрядами. Расширять представление детей о последовательность дней масленичной недели, об традиционных развлечениях в эти дни. Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Закреплять умения детей пользовать мнемодорожкой в процессе изготовления теста для блинов. Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, творческую активность. Развивать связную речь в процессе ознакомления с народными песнями, закличками. Развивать исследовательские навыки. Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Воспитывать у детей эмоциональный интерес к совместной деятельности с родителями, педагогом и сверстниками. Предварительная работа. Воспитатель: *Подбор материала, составление конспекта. *Подбор материалов, изготовление мнемодорожки «Последовательность приготовления теста». * Изготовление куклы «Домашняя Масленица». * Составление положения о конкурсе, информирование родителей. Дети - родители: *Подготовка творческих работ (газет) по плану: День недели. Название дня масленицы. Картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. *Семейный познавательно – творческий конкурс «Масленица - рукодельница» Воспитатель - дети: *Тематическая встреча в детской библиотеке «Широкая масленица». *Работа по лексической теме: «Хохлома», «Гжель», «Матрешки», «Дымковские игрушки». *Игры драматизации по русским народным сказкам. Утром: *Этнокалендарь. *Демонстрационный материал, раскраски «Масленица», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Как жили люди на Руси». *Рассматривание кухонной утвари. *Д/И «Народные промыслы», «Эволюция окружающих нас вещей». Оборудование: Чемодан, русская народная одежда (взрослая, детская), кукла «Домашняя Масленица», чучело «Масленицы», санки, кольцеброс, рецепт теста, опарница, мутовка, продукты, музыкальные инструменты, блины, творческие работы (газеты), пряжа, «блины», вырезанные из бумаги, сковородки, пуговицы. Ход. Воспитатель: Ребята, помните, я вас попросила вместе с родителями сделать небольшие газеты к празднику Масленицы? Ответы детей. Воспитатель: Я тоже решила подготовиться к празднику. На антресолях я нашла старый бабушкин чемодан. Целый день я рассматривала вещи, которые в нем хранятся. А вы, хотите посмотреть, что в чемодане? Дети: Да. Воспитатель: Тогда может, мы его откроем. Дети вместе с воспитателем открывают чемодан, рассматривают содержимое. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Это русская народная одежда. Воспитатель: А вы бы хотели ее примерить и превратиться в красных девиц и добрых молодцев?Дети: Да. Воспитатель: Тогда поскорее одевайтесь. Дети и воспитатель надевают русскую народную одежду. Воспитатель: Ребята, мне кажется, что в чемодане еще что – то лежит? Воспитатель достает сверток, в котором завернута куколка «Домашняя Масленица» Воспитатель:А может кто-нибудь знает, что это такое? Ответы детей. Воспитатель: Это куколка называется «Домашняя Масленица». Такая куколка оберегает жилище и выполняет заветы хозяев. Куколку делали в канун празднования масленицы, и она хранилась в доме целый год. Жила она у входа в горницу. По традиции куколок делают без лица, так они остаются неодушевленными. А теперь может быть вы расскажите, что вы вместе с родителями подготовили про Масленицу? Ответы детей. Воспитатель: Но ведь дни Масленицы имеют свою последовательность. А кто нам расскажет о первом дне масленичной недели? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Первый день назывался «Встречей» или «Знакомством». Изготавливали чучело Масленицы и с песнями и шутками катали его по деревне на санях — знакомили со всеми. Потом выставляли его на главной улице. Стояло чучело на всеобщем обозрении до воскресенья. Воспитатель: Может быть, и мы, прокатим наше чучело масленицы на санках и познакомим его со всеми. Дети везут масленицу на санках. Воспитатель: «Выходи, люд, на великие чуда, встречай Масленицу, ее к нам везут». Такой закличкой встречали масленицу. Дети повторяют закличку. Воспитатель: Кто нам расскажет про второй день Масленицы? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Второй день масленичной недели посвящался «заигрышам», по-нашему, играм. Парни и девушки катались с гор, чтобы поближе познакомиться. Парни устраивали различные соревнования на силу и ловкость, чтобы показать девушкам свою удаль. Про молодцев говорили: «И в плечах, и в руках у них силища, будут нынче народные игрища!» Воспитатель: А наши мальчики хотели бы показать свою силу и ловкость? «И в плечах, и в руках у них силища, будут нынче народные игрища!» Такой закличкой, поддерживали добрых молодцев. Дети: Дети повторяют закличку. Воспитатель: Ну, тогда выходите, а мы посмотрим какие вы удалые. Проводится игра «Кольцеброс». Цель игры – накинуть наибольшее количество колец на стержень. Воспитатель: А как называется третий день масленичной недели? Кто расскажет? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Третий день звался «лакомкой». Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Воспитатель: А вы, умеете готовить блины? Ответы детей. Воспитатель: А хотите научиться? Дети: Да. Воспитатель: Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом — это считалось таинством, у каждой хозяйки был свой рецепт теста, рецепт держали в тайне и передавали по наследству. Может, заглянем в чемодан, я там видела какой - то старинный свиток, но не смогла разобрать, что в нем написано. Бабушка была очень мудрой и зашифровала свой рецепт. Воспитатель, вместе с детьми, открывает чемодан, находят карту – мнемодорожка (рецепт), рассматривают, что там изображено. Воспитатель: Как, вы, думаете – это точно рецепт? Ответы детей. Воспитатель: Давайте поточнее прочитаем рецепт. Чтение мнемодорожки. Воспитатель: Так как, я точно не знала, какие продукты нужны по рецепту, я зашла в магазин и кое - что купила. Давайте выберем, что нам понадобиться. Дети: Яйца, соль, сахар, мука, молоко, масло. Дети отбирают продукты по рецепту. Воспитатель: Молодцы, продукты подготовили. А в какой посуде в старину замешивали тесто? Ответы детей. Воспитатель из чемодана достает посуду. Воспитатель: Замешивали тесто в специальном керамическом горшке, который называется «опарница». Тесто надо хорошо размешать, чтобы не было комочков, для этого использовали деревянную палочку – мутовку. Ну, вот теперь все готово, можно приступать к приготовлению. Давайте по порядку, как написано в рецепте, будем класть продукты. Воспитатель вместе с детьми делает тесто. Воспитатель: Что бы тесто получилось хорошее, бабушка всегда говорила волшебные слова, давайте их скажем вместе. Воспитатель вместе с детьми читает закличку. Месяц, ты, месяц,золотые твои рожкивзгляни в окошко,подуй на опару. Воспитатель: Ну вот, наше тесто готово, а как же мы испечем блины, ведь у нас нет плиты? Ответы детей. Воспитатель: Может, мы попросим, нашего повара напечь блинов? Ответы детей. Воспитатель отдает тесто помощнику воспитателя. Воспитатель: А что же происходило в четверг, давайте послушаем! Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Четверг — разгул. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои. Люди продолжали ходить друг к другу в гости, есть блины, петь масленичные песни. Воспитатель: Может и мы споем, и сыграем на музыкальных инструментах? Ответы детей. Воспитатель: Достает корзину и предлагает детям выбрать музыкальные инструменты и начинает петь песню Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Дети играют на инструментах. Воспитатель: Ну, вот и пятница наступает. Кто может рассказать? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Пятница — «Тещины вечерки». После того как тещины блины были съедены, на пятницу назначался ответный визит. Теща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери. Воспитатель: Про этот день в народе говорили: «Чтоб хоть год был с тещей мир, зять готов устроить пир!» Молодцы, а кто подготовил рассказ о субботе? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Шестой день Масленицы назывался «Золовкины посиделки». Молодые жены в этот день приглашали сестер своего мужа повечерять, попить чаю с блинами, посудачить. Воспитатель: В это тень говорили: «Собрались подруженьки лета да весны, заварили чаю, напекли блины». Девушки тщательно готовилась к этому дню, ведь они должна были показать, какие они умницы, красавицы и хорошие хозяйки. Наши девочки, то же красавицы, нарядились, косы заплели, а какие они хозяйки я сейчас и проверю. Задания: Смотать пряжу в клубок, пришить пуговицу, напечь блины. Сопровождает пением заклички, песней про блины. Воспитатель: О последнем дне масленичной недели, кто нам расскажет? Дети рассказывают и показывают свои газеты, сделанные совместно с родителями, по плану: день недели, название дня, картинки и иллюстрации, изображающие действие этого дня. Воспитатель в случае необходимости дополняет рассказ ребенка. Задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. Воскресенье — проводы или прощёное воскресенье. Масленицу провожали. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Воспитатель: Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте, мы тоже поклонимся друг другу и обнимемся. Дети кланяются друг другу, обнимаются. Воспитатель: Зимушку проводили, Весну - красную с почестями встретили, а теперь у Масленицы блинков попросим: Все хором: Масленица, не скупись! Блинчиками поделись! Выносятся блины. Воспитатель: Ребята, а наш русский народ гостеприимный? Кто знает, что такое гостеприимство? Ответы детей. Значит мы с вами гостеприимные? Воспитатель: Угощайтесь, угощайтесь,Дорогие наши гости!Постарайтесь, постарайтесь,Приходить к нам чаще в гости! Дети угощают блинами гостей. Дети прощаются и идут пить чай с блинами.