Путешествие в космос
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №4 9
комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель: систематизация знаний и представлений детей о космосе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о космосе;
- расширять словарь по теме;
- закреплять имеющиеся знания о космосе;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять навык чтения.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;
- развивать слуховое внимание;
- закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы;
- развивать общую мелкую моторику;
- развивать координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;
- воспитывать умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
Логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день! Солнышко уже ласково согревает нас своими лучиками и мне хочется чтобы мы все тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
(Дети называют друг друга ласково по цепочке: Юленька, Костенька, Егорушка и т. д.)
Логопед: Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы узнаете если расшифруете слово.
Упр. «Угадай слово по первым звукам картинок» (капуста, огурец, слон, мороженое, ослик, солнце)
- КОСМОС
Сегодня мы полетим в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно.
А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…)
А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
Молодцы!
(Рассказ о том, кто летал в космос до человека).
3. Су- Джок-терапия
Логопед: Для того, чтобы полететь в космос нам нужна специальная подготовка. Прежде всего разогреем наши ручки с помощью специальных тренажеров. Возьмите Су-Джоки:
Раз,два,три,четыре, пять-
В космос полетим опять.
Строго командир следит,
И в бинокль он глядит.
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы
Вот она, вот она
Большая желтая луна.
4. Упр. « Собери ракету из палочек». Логопед: Вот мы и готовы лететь в космос, а ракеты у нас нет. Давайте из палочек сделаем нам ракету.
5. Физ.минутка « Скафандр» Логопед: Вот у нас все готово. Можно отправляться в полет. Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам можно было дышать, они одевают скафандр. Давайте и мы оденем скафандры.
Мы скафандр одеваем (руки вверх)
Руки, ноги разминаем (руки сгибают),
Раз присели, два привстали,
Дружно все сказали!
Команда! Приготовиться к взлету! Рассаживаемся по местам в ракете!
6. Упр. « Собери словечко» Логопед: пока наша ракета набирает высоту, давайте узнаем, какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Только вот названия их рассыпались на слоги! Ну ничего, вы же умные космонавты! У каждого на столе конверт с поломанными названиями планет! Составьте слово и прочитайте название!
Дети составляют и читают:
Марс, Зем - ля, Ве – не - ра, Ю – пи - тер, Мер – ку - рий, Плу - тон, Неп - тун, Са - турн, У - ран.
7. Упр. « Семейка слов»
Логопед: Вот мы и в космосе. В космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
(Звездочка!)
Логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
(Звездное).
Логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".
( Звездолет)
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это.
( Звездочет!)
Логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?
(Звездопад.)
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
( созвездие.)
Логопед: Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.
( звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.)
8. Упр. « Составить слово из букв»
Логопед: Вот мы подлетаем к планете! Но, к сожалению, наш бортовой компьютер плохо принял сигнал и вместо названия на мониторе высветились буквы! Я вам сейчас их назову, а вы составьте слово и скажите название планеты.
А, С, Р, М (МАРС).
Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос. Из за красноватого оттенка планета получила название красная планета.
9. Игра с «мячом-метеоритом».
Логопед: Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.
10. Пальчиковая гимнастика « Сатурн»
Логопед: Отправляемся дальше! На горизонте еще одна планета! Это Сатурн.
Поиграем, расскажем про Сатурн.
У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо
- Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Движения: Соединить пальцы, округлить руки. Пружинить, не разъединяя пальцы. Провести руками возле лица. Руки поднять снизу вверх через стороны. Погладить рукой руку с тыльной стороны. Крутить руки вокруг друг друга. Соединять попеременно первые пальцы с указательными пальцами рук.
11. Упр. « Непонятные слова» Логопед: Ребята, летим дальше. Мы подлетаем к планете Юпитер. Посмотрите, на нашем бортовом компьютере появились какие-то непонятные слова. Давайте подумаем, что они обозначают. -рисоварь, дилибомчик, варюля, уколка, зубохват, накрывалка.
12.Упр. «Четвертый лишний»
Логопед: Входим в зону турбулентности. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Скафандр, барабан, ракета, звезда
13. Упр. « Почини буквы» Логопед: Впереди по приборам спутник земли! Как он называется?( Луна)
Правильно! На Луне нет кислорода и земного притяжения, и все что там находится плавает над поверхностью! Вот и буквы находясь на Луне, деформировались, некоторые поломались! Попробуем их починить!
(Дети по очереди допечатывают элементы букв).
14. Возвращение на землю.
Логопед: Молодцы! И вот так, весело быстро мы подлетаем к нашей планете! Как она называется?
( Земля!)
Значит мы кто?
(Земляне!)
Мы живем на планете Земля. Она похожа на шар. На земле живут люди. На планете есть вода и воздух. Солнце дает Земле тепло и свет.
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля – дом
Наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету!
15. Релаксация
Логопед: Вот и вернулись мы из нашего космического путешествия. Устали, и космонавтам надо отдохнуть, расслабиться, чтобы набраться сил. Садитесь поудобнее, глазки закрыты! (Прослушивание мелодии).
Вспомните. Как мы с вами путешествовали. Какие планеты мы пролетали, что делали на каждой планете.
А теперь открываем глаза, потягиваемся.
Вот и закончилось наше путешествие! Вы оказались настоящими космонавтами. Я вам предлагаю в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время нашего путешествия.