Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Теоретические основы исследования развития
математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста

Романченко Александра Романовна 

                           Сущностные характеристики понятия «математические представления»
 В истории отечественной и зарубежной психологии и педагогики уделялось большое внимание к сущности представлений. Существует огромное множество словарей, которые помогают раскрыть значение данного термина с разных сторон. Рассмотрим некоторые из них.
Философский словарь А.А. Грицанова знакомит с понятием «Представление» в нескольких значениях. Автор предполагал, что представления являются «формой индивидуального чувственного познания, результат которого целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств». Также философ был убежден, что представление выступает «структурно-содержательной формой определения мировоззрения как системы наиболее общих представлений о мире, человеке и месте человека в мире»
Психологический словарь И. Кондакова определяет понятие «Представление» как «наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков»
Большой психологический словарь Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко рассматривает термин «Представление» как «наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении»
Оксфордский толковый словарь по психологии также толкование понятия «представление» приводит в нескольких значениях: «способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания»; «в экспериментальной работе «представление» как действие помещения стимула перед субъектом; стимул; способ, которым выражается инстинктивное влечение»
Наиболее известные представители субъективного реализма Р. Декарт, Д. Юма, Дж. Беркли, И.Г. Фихте и другие философы в своих исследованиях рассматривали «представления как единственную для человека доступную реальность»
Немецкий психолог В. Вундт многочисленными своими работами убеждает, что «предоставления– это лишь одна из форм сознания кроме чувств и ощущений». Дж. Уотсон, американский психолог, доказывал неверность суждений не разделял взгляды В. Вундта о представлениях и считал их «отголосками ощущений, не обладающих каким-либо функциональным значением»
В отечественной психологии исследованием представлений занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.А. Маклаков, Г.М. Андреева в социальной психологии и многие другие ученые
А.Г. Маклаков рассматривает под представлением «психологический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспроизводятся, но воссоздаются на основе прошлого опыта»
Советский психолог Л.С. Выготский пишет: «Представление – это все равно, что обобщенное воспоминание». Он убежден в том, что «образы представления являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле. Когда мы говорим, что представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы сможем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания…»
В своих трудах С.Л. Рубинштейн отмечает: «представления – абстракция, а содержание их требует переработки». Советский психолог убежден, что в представлениях «вступают на первый план те черты, которые существенны и тесно связаны с его значением». Они обладают такими свойствами как изменчивость, текучесть, неустойчивость.
Рассмотрим существующие подходы к построению классификации представлений. Основное разделение представлений берет за основу классификацию видов ощущения и восприятия. В психологии выделяют следующие виды представлений:зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, температурные, органические, обонятельные, вкусовые.
Представления возникают лишь в результате человеческой деятельности, направленной на получение определенного опыта. Представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, но и для всех психических процессов. Процессы восприятия, мышления, письменной речи имеют связь с представлениями равносильно как память хранит информацию, благодаря которой формируются представления.
В основу представлений заложено восприятие человеком объектов, имевших место в прошлом. В психологии представления классифицируют по типам: представления памяти, представления воображения. Рассмотрим каждый тип более подробно:
1. Представления памяти формируется на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо явления или предмета.
2. Представления воображения возникают на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее творческой переработки, то есть, чем богаче прошлый опыт, тем полнее и ярче будет соответствующее представление.
Представления имеют отличительные свойства по следующим параметрам их можно определить: наглядность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство, степень обобщения .
1. Наглядность описывает представления как чувственно-наглядные образы действительности, что приближает их к образам восприятия.
2. Фрагментарность характеризует, что представлениям свойственны пробелы.
3. Неустойчивость и непостоянство предполагает, что представления очень текучи и изменчивы. Всякий вызванный образ может исчезать из поля сознания и необходимы усилия, чтобы вновь его вызвать. Люди с высокоразвитой способностью к формированию представлений определенного вида имеют постоянные и устойчивые представления.
4. Общие представления характеризуются большой степенью обобщения. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов, но и в представлениях конкретных предметов. Обобщенный образ определен постоянными признаками конкретного объекта или же отсутствием признаков, характерных для отдельных воспоминаний.
В общей психологии представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую, настроечную .
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
И. П. Павлов считал, что представления являются «первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность», и показал, что представления очень часто «формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности» .
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
Советский психолог Б.М. Теплов в своих работах писал про классификацию представлений по следующим признакам
1. По содержанию представления различают технические, математические, географические, музыкальные, литературные.
2. По степени обобщенности представления бывают частные и общие представления.
3. По продолжительности представления представляют собой кратковременные, долговременные и оперативные.
4. По происхождению представления формируются на основе ощущений, восприятия, воображения и мышления.
5. По степени волевых усилий представления можно рассматривать как произвольные, так непроизвольные.
6. По степени обобщенности представления могут выступать как единичные и общие.
В дошкольной педагогике представлениям уделяется особое внимание. Методика математического развития дошкольников постоянно развивается и совершенствуется. Разработка психолого-педагогических вопросов методики развития первоначальных математических представлений у дошкольников основана на методологических положениях психологии и педагогики .
Процесс разработки методики формирования и развития математических представлений берет за основу знания психологических особенностей, закономерностей восприятия детьми чисел и множества предметов, пространства и времени. Знания психологии развития и возрастной психологии определяют возрастные возможности детей в усвоении знаний и умений, а также указывает пути сопровождения индивидуального маршрута математического развития ребенка .
В психолого-педагогической литературе понятие «Математические представления» носит неоднозначных характер. До сих пор не существует однозначного ему определения. Рассмотрим некоторые из них .
Термин «Математические представления» рассматривается как «целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных требованиями программными».
Понятие «Математические представления» представляет собой «представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, необходимые для развития в процессе освоения и выполнения тех действий, для которых они необходимы» .
Развитие математических представлений о числе, форме, размере, счете и методах математической деятельности (счет, арифметические действия, простые измерения) считается средством математического развития дошкольников. Эффективность этого средства зависит от содержания, методов, форм организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в детском саду .
По мнению ученых А.В. Белошистая, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова «развитие математических представлений (количественных, пространственных, временных, геометрических и величинных)» у дошкольников рассматривается как «целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и методов умственной деятельности дошкольников, которые предусмотрены требованиям программы» .
З.А. Михайлова, отмечает, что наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие», которые считаются идентичными. «Математические представления являются представлениями математических свойств и отношений предметов, конкретных величин, чисел, геометрических фигур, зависимостей и закономерностей. Они активно влияют на развитие умственных действий» .
Таким образом, несмотря на то, что многие труды педагогов и психологов описывают понятие «представление» по-разному и с разных сторон, однако можно сделать общий вывод: представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека. Благодаря им человек способен обладать наглядным образов различных предметов. Развитие у детей дошкольного возраста математических представлений включает в себя развитие представлений о математических свойствах и отношениях объектов, конкретных величин, чисел, геометрических фигур, зависимостей и закономерностей.
 
 
                                 Развитие математических представлений у старших дошкольников
 
В отечественной педагогике дошкольный возраст является одним из важных этапов развития личности ребенка и его познавательной культуры. Объектом дошкольной педагогики выступает ребенок с момента рождения до поступления в школу .
В учебниках по психологии дошкольное детство рассматривается как большой отрезок жизни ребёнка. Старший дошкольный возраст представляет собой возрастной период 5-7 лет .
Согласно позиции Д.Б. Эльконина ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности, сюжетно-ролевой игры, усваивает смысл человеческой деятельности. По мнению известного педагога именно в период дошкольного детства игровая деятельность достигает пика своего развития и у ребенка начинает формироваться мотивационно-потребностная сфера .
Важное значение тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка придавал П.Ф. Лесгафт, доказывая: «дошкольный возраст- период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда» .
Отечественный психолог В.С. Мухина отмечала в своих работа, что у детей старшего дошкольного возраста «сфера внимания характеризуется слабым уровнем произвольности. На этой возрастной ступени возбуждение и торможение в коре головного мозга доминирует над торможением» .
Л.Ф. Обухова в своих работах, показывает, что в развитии старшего дошкольника изменяется структурность, из-за чего «затруднительно создать плоскостную фигуру из отдельных ее частей» .
Л.Р. Болотина считает, что существует три вида мотивов старшего дошкольника: «потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к конкретному виду деятельности». У дошкольников в данный период развития «возрастает уровень пространственных представления, возникают попытки к анализу пространственных ситуаций путем разделения образов предметов и их расположения» .
Для более подробно изучения процесса развития математических представлений у старших дошкольников рассмотрим, как в психолого-педагогической литературе определяют развитие.
Согласно педагогическому словарю термин «развитие» означает процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, духовной и интеллектуальной сфере человека под влияниям внутренних и внешних факторов .
Психологический словарь определяет понятие «Развитие» как «изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему»; «процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений» .
Представления предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают понятийному мышлению конкретность и определенность. Генетически представления занимают промежуточное положение между восприятием и понятиями.
Математические представления – «субъективные образы, воссозданные памятью или созданные воображением». Они возникают, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта.
Исследования педагогов и психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, Г.А. Корнеева, Е.И. Щербакова, В.В. Данилова, Т.А. Мусейибова и др.) показывают, что существуют особенности восприятия и генезиса математических представлений в дошкольном возрасте.
Проблема формирования и развития математических представлений у дошкольников исследовалась в трудах  Ф. Н. Блехера, Л.В. Ворониной, А.М. Леушиной, Я.А. Каменского З.А. Михайловой, Н.В. Микляевой, А.А. Столяра, Е.И. Щербаковой, Л. К. Шлегера и многих других. .
Рассмотрим исторические этапы становления теории и методики развития математических представлений:
Этап эмпирического развития методики. Выдающиеся личности Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори посвящали свои исследования необходимости получения для ребенка математической подготовки для более легкого освоения школьной программы .
1. Начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников. Исторически этот этап относится к 20-30 г. XX века. Значимый вклад внесли педагоги-исследователи: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, М. Монтессори, Л.А. Венгер .
2. Создание научно обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте: определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов. Этот этап продолжался с 50-х г. XX века. А.М. Леушина изучала теорию и методику развития количественных и числовых представлений у детей в процессе обучения .
3. Психолого-педагогические исследования 60-70 г. XX века. Изучались закономерности становления представлений о числе, развития счетной деятельности, вычислительной деятельности. Обосновывалась необходимостью начинать обучение детей с раннего возраста, с восприятия множеств предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры. Это были исследования психологов Н.Н. Лежавы, И.А Френкеля, Н.А. Менчинской Л.Ф. Яблокова, Г.С. Костюка. и педагогов А.М. Леушиной, Н.Г. Бакст .
4. Современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста с 80-х годов двадцатого XX века до настоящего времени. Текущее состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сформировалось под влиянием развития идей обучения детей математике и в результате реорганизации всей системы образования в период с восьмидесятых по девяностые годы и первые годы нового столетия .
Первую методическую концепцию развития математических представлений разработали Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Л.К. Шлегер. Суть ее заключается в усвоении математических представлений детей в процессе жизни и разнообразной деятельности .
Разработки по конкретным направлениям и практическое руководство деятельностью детского сада в области обучения детей счету оказали значительное влияние как на становление методики как таковой, так и на уровень подготовки детей детского сада к обучению в школе.
Ф.А. Михайлова в своем труде обращает внимание на то, что необходимо развивать у дошкольника в первую очередь представления о множестве и только после приступать к обучению счета. В дальнейшем изучение состава чисел из единиц и двух меньших чисел, взаимосвязь между соседними числами рассматривать как необходимое условие для освоения сложения и вычитания. Наряду с показом развития чисел путем добавления к количеству единиц, автор раскрывает методы обучения дошкольников сравнивать числа .
Педагог А.М. Леушина является создателем дидактической системы развития математических представлений детей дошкольного возраста. Основные положения теоретической и методической концепции А.М. Леушиной заключаются в том, что «развитие количественных представлений как целенаправленного процесса строится с учетом тех представлений, которые развиваются в повседневной жизни и деятельности, в стихийном опыте дошкольников» .
Значительное влияние на процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений о числе и счетной деятельности показывают работы К.Ф. Лебединцева. Советский педагог в своих трудах рассматривает развитие числовых представлений у дошкольников происходит в раннем детстве. Автор убеждена, что «первые представления о числах в пределах пяти возникают у ребенка на основе различия между группами предметов, восприятия множеств» .
Подводя итог вышеизложенному, старший дошкольный возраст – период с высоким темпом формирования психики ребенка, когда социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой — представлениями. В период старшего дошкольного возраста развитие ребенка характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением «внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и социализованной речи.
Методика формирования элементарных математических представлений, выделившись из дошкольной педагогики, призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из сложных учебных предметов в школе. Предметом ее исследования становится изучение основных закономерностей процесса развития математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
 Роль тематических дней в развитии математических представлений дошкольников
 
На сегодняшний день федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Дошкольное образование РФ предстает перед нами «как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка» .
Педагогические задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования реализуются в образовательномпроцесседошкольнойорганизации.Каждаяорганизация самостоятельно проектирует модельорганизации образования и воспитания дошкольниковисоставляетсвоюобразовательнуюпрограмму.
В научной литературе термин «тематический день» в широком смысле «это организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной, не безразличной теме в первую очередь участникам дня и его зрителям» .
Понятие «тематический день» в узком смысле – «это погружение детей в тему, возможность осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог» .
Идея тематического дня заключается в погружении детей в тему, объединяющую детей в общей деятельностью. Для воспитанников – это необычный день со множеством игр, сюрпризов, загадок, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного. Для воспитателей, в свою очередь, тематический день, посвященный математике, выступает возможностью для корректирующей работы с детьми по развитию представлений дошкольников о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
В основе работы воспитателя с детьми в ходе тематического дня лежит режим. В тематическом дне содержание мероприятия составляется с учетом всех режимных моментов и связывается с непрерывной воспитательной деятельностью. Тематический день отличается от традиционного тем, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. От темы мероприятия зависит содержание, видах детской деятельности подбираются в зависимости от навыков воспитанников, таким образом, чтобы помочь в ходе мероприятия развить у детей математические представления.
Организация и этапы проведения тематических дней в детском саду имеет структуру: идея, цель, задачи, категория воспитанников, время и место, содержание, результат, план подготовки, план проведения, сценарии проведения. Виды деятельности при проведении тематических дней: игра, экспериментирование, художественно-театральная деятельность, проектная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и многие другие.
При помощи тематических дней воспитатель способен планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Участие детей в тематическом дне способствует развитию у него познавательной мотивация и увлеченность.
Немало важным фактом организации тематического дня в дошкольной группе – оснащение предметно-развивающей среды соответствии с темой дня. Согласно федеральному стандарту дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной .
В дошкольном возрасте дети учатся различать праздничные и будние дни, узнают, о существовании праздников, что каждый из них имеет свою историю. Поэтому выбор даты мероприятия составляется в соответствии с календарем знаменательных событий и памятных дат. Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкретного возраста. Тематические дни в детском образовательном учреждении можно использовать как итоговые по разделу или теме. Пример тематики проведения тематического дня: День знаний, День матери, День здоровья, День защитника Отечества, День победы и многие другие.
При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать условия.
1. Уметь выделять цели и задачи согласно образовательной программой и приоритетными направлениями всего образовательного процесса в детском образовательном учреждении.
2. Выбирать оптимальные формы, средства, методы согласно поставленным целям.
3. Уметь планировать и объективно оценивать уровень проделанной работы, обстановку и условия реализации образовательной деятельности.
4. Представлять конечные результаты и достижения воспитанников.
Согласно возрастным и психологическим особенностям старшего дошкольного возраста игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания. Позиция воспитателя «Ребята, давайте сейчас придумаем…» позволит наполнить образовательный процесс интересами детей, сделать детей активными участниками игры.
Важным условием проведения тематического дня по математике является процесс планирования воспитательного мероприятия с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Ребенок в возрасте 6-7 лет должен уметь :
1. Выделять составные элементы группы объектов, определять различие, сходство, сравнивать части на основе составления пар и счета.
2. Считать в пределах 10.
3. Правильно оперировать количественными и порядковыми числительными.
4. Сравнивать вместе расположенные числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов двумя способами.
5. Сравнивать предметы различной величины, упорядочивать предметы.
6. Различать форму предметов.
7. Обозначать вербально свое месторасположение среди предметов и людей, и положение предмета по отношению к другому.
8. Называть последовательно текущий день недели, части суток.
Немаловажным является взаимодействие педагогов с родителями дошкольников в период подготовки и проведения тематического дня и тем более тематической недели. В задачи воспитателя входят своевременное информирование родителей о предстоящем мероприятии, разъяснение его целей и задач, а также помощь в подготовке проведения занятий, бесед с детьми, проведение мастер-классов по изготовлению различных поделок, семейных творческих работ, газет, подготовка к семейным конкурсам.
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.
Организация тематических дней в системе дошкольного образования состоит не только в создании атмосферы праздника для детей и активация знаний и представлений детей по определенной теме. Истинная роль проведения тематических дней, направленных на развитие математических представлений детей 5-7 лет, заключается в обобщении математических представлений воспитанников о числе, количестве, величинах и формах предметов, углублении математических знаний в процессе счетной, измерительной математической деятельности дошкольников.
В ходе проведения тематического дня математики старшие дошкольники не просто становятся участниками занимательного путешествия в страну геометрических фигур и арифметических задач. Ребята приобретают опыт, который в недалеком будущем станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Сценарий тематического дня по математике обеспечивает закрепление ранее изученного материала, глубокое проживание темы математического дня благодаря включению в нее игр, познавательно-исследовательской деятельности, изобретательской деятельности, подбираемой с целью улучшения уровня развития математических представлений, чтобы получить положительный результат.
Подводя итог вышеизложенному, правильная организация и проведение тематического для «День математики» в старшей группе поможет воспитателю не только провести педагогическое исследование, но и развить имеющихся у детей старшего дошкольного возраста представления о счете предметов, правильно ориентироваться в пространстве и в целом помочь ребенку 5-7 лет развить математические представления.
 
                                                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отечественной педагогике дошкольный возраст является одним из важных этапов развития личности ребенка и его познавательной культуры. Дошкольное детство представляет собой период жизни ребенка с момента его рождения до семь лет.
Старший дошкольный возраст представляет собой возрастной период 5-7 лет. Встаршем дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, активно функционируют и интенсивно развиваются в процессе обучения восприятия, представления, мышление, речь воспитанника.
Обучение математике в старшей группе детской образовательной организации должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности и личности ребенка старшего дошкольного возраста. С раннего детства ребенка окружают предметы, различающиеся формой, размером, цветом. У малыша начинают формироваться беспорядочные представления о количестве. С помощью взрослого ребенок учится называть и различать их, пользоваться ими. Далее по мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.
Представления – это своего рода наглядный образ предмета или событий, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Благодаря представлениям человек способен обладать наглядным образов различных предметов.
Развитие у детей дошкольного возраста математических представлений включает в себя развитие представлений о математических свойствах и отношениях объектов, конкретных величин, чисел, геометрических фигур, зависимостей и закономерностей.
Тематический день как метод организации образования и воспитания дошкольников способствует погружению детей в тему мероприятия, помогает прочувствовать то, что хочет донести до них воспитатель Идея тематического дня заключается в погружении детей в тему, объединяющую детей в общей деятельностью. Воспитатель помогает систематизировать интерес к математике, учит детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов и количественных отношений, учитывая особенности восприятия.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»