Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование пейзажной лирики А.С. Пушкина
в развитии образного словаря детей дошкольного возраста

Лебедева Анастасия Витальевна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

 
Понятие словарной работы детей дошкольного возраста и её значение
   Проблема формирования образного словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование образного словаря и лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
   Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка.
   В-третьих, образный словарь оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
   Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
   Методические основы развития лексической стороны речи детей заложены в трудах великих педагогов и писателей: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основные методики развития словаря дошкольников определены в работах  известных ученых: М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьёвой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей [3].
   Одним из средств развития образного словаря детей является художественная литература, и особое место в ней занимает поэзия А.С. Пушкина. Его лирика и сказки, высокохудожественные, насыщенные разнообразными средствами выразительности, играют большую роль в обогащении словаря дошкольников, способствуют развитию его образной стороны.       
   Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает важность развития речи детей, выделив ее в отдельную образовательную область. В п. 2.6. стандарта определяется, что речевое развитие включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализоваться в различных видах деятельности (п.2.7. ФГОС ДО) [4].
   Осуществляя словарную работу, педагог должен придерживаться следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
   Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
   Следует различать значение и смысл слова. Смысл — это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими.
   Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы).
   Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому развитие словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.
   Как отмечает ученый-методист А.В. Текучев, словарная работа — это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
   Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Яшиной [8]
   Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушакова, Е.М. Струниной и других). [7]
   Бедность словаря мешает полноценному общению а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
   Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарём лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. [1]

 
Особенности образного словаря детей дошкольного возраста,
методы и приемы его развития
   Обогащение образного словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
   По словам А.М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов [2].
Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.
   Первые осмысленные слова появляются у детей к концу 1-го года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
   После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу 2-го года жизни он составляет 300-400 слов, а к 3-м годам может достигать 1500 слов.
   Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
   К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Элькольна, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
   М.М. Алексеева и Б.И. Яшина определили задачи, методы и приёмы словарной работы.
Задачи словарной работы:
1) обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2) уточнение словаря, то есть словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3) активизация словаря, то есть перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) [2].
Приемы словарной работы:
Называние — (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта. Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее  целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку [2].
Методы словарной работы:
Выделяют две группы методов:
1. Метод накопления содержания детской речи (метод ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны  [1].
   Рассмотрим подробнее эти методы:
1. Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идёт обогащение активного словаря.
2. Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
- Осмотры должны быть интересны детям.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
- Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
- При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его.
3. Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей).
4. Рассмотрение картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (мужество, героизм, стойкость, Отечество и т. п.).
5. Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
- Рассматривание предмета.
- Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
- Проговаривание слов детьми.
- Замена авторских слов словами, близкими по значению.
- Подбор слов для характеристики героев.
- Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
6. Показ видеофильмов, мультифильмов. Например, в процессе
просматривания фильма комментируются малознакомые слова,
словосочетания («Ледниковый период» - знакомство с вымершими
животными, средой их обитания).
Методы для закрепления и активизации словаря:
- Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
- Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря, всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
- Дидактические игры и словарные игры («Кто как голос подаёт?», «Угадай игрушку»).
- Дидактические упражнения.
- Загадывание и отгадывание загадок. (примеры в приложении).
    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, чем больше ребёнок знает слов, тем проще ему будет в дальнейшем развитии. Необходимы так же дополнительные занятия как с профессиональными педагогами, так и с родителями, где дети будут знакомиться с признаками и качествами предметов.
      
       Поэзия как средство обогащения образного словаря детей
   Поэзия является средством обогащения образного словаря детей и наиболее доступным для дошкольников считается пейзажная лирика.
   Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёз, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
   Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, исследователи отмечают, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике описания героев, развития действий, которые привлекают внимание и интерес дошкольника. Трудности восприятия стихов о природе обусловлены ещё и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и её образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт [3].
   Тихеева Е.И. отмечает, что, читая художественную литературу, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
   Следует отметить особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе. Данный вид стихотворений воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствие в пейзажной лирике описания героев, развития действий, которые привлекают внимание и интерес ребёнка. Трудности восприятия стихов о природе обусловлены ещё и тем, что у детей мало знаний о явлениях природы и её образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт [3].
   Педагог должен стремиться сформировать у каждого ребёнка тёплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в стихах. Организуя с детьми восприятие 2-х разных картин или иллюстраций к одному поэтическому произведению, педагог развивает умение сравнивать художественные произведения между собой и сопоставлять их с уже имеющимися у ребят или заложенными в поэтических строках представлениями о каком-либо природном явлении, учит видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые используют художники и поэты.
   Необходимо соблюдать требования, предъявляемые к подбору поэтических пейзажных произведений для детей дошкольного возраста:
- прежде всего, они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку;
- информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведением является изобразительность и выразительность художественного образа;
- изобразительность помогает реально представить цвет, форму, пропорции, то есть внешние признаки объектов и явлений действительности;
- выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства и слушателя, подчеркивать главное индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, то есть устанавливает мыслительную деятельность человека.
   Наиболее целесообразно использовать в педагогической работе сочетание методов и приёмов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:
1. Наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстраций, рисование.
2. Чтение произведения, рассматривания 1-2-х картин, беседа, рисование.
3. Чтение произведения, беседа, рисование.
   Систематичность и последовательность педагогической работы, связанной с развитием эстетического восприятия и творчества детей способствует тому, что дети успешно справляются с поставленными перед ними программными задачами. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному, бережному отношению, любви к природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние [4].

 
         Место произведений А.С. Пушкина в работе с детьми  дошкольного возраста
         Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, красоту природы и неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что художественная литература оказывают свое влияние на язык ребенка.
         Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой.
         В ней мы зачастую находим любимые детьми легендарно-сказочные повествовательные сюжеты и сказочную одухотворённость родной природы.
Олицетворённая природа у Пушкина живёт, действует:
                                     «Вот север, тучи нагоняя,
                                      Дохнул, забыл — и вот сама
                                      Идёт волшебница-зима.»
                                                        («Евгений Онегин»)
 
 
Или:
                                      «Буря мглою небо кроет,
                                      Вихри снежные крутя:
                                      То, как зверь, она завоет,
                                      То заплачет, как дитя...»
                                                        («Зимний вечер»)
         И вместе с тем пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Уж небо осенью дышало...», «Зима, крестьянин, торжествуя...» и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.
   И эстетическое, и особенно нравственные представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
   Поэзия А.С. Пушкина считается образцом образной речи, поэтому необходимо использовать его произведения в работе с детьми. Ведь искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёз и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Поэзия Пушкина влияет на всестороннее развитие, на психику ребёнка, на развитие духовного начала, а духовность без творчества — невозможна.
   Пушкин поднял русскую детскую литературу на новую, высшую ступень развития. Она сразу обрела новый тон. Прояснились её задачи. Её педагогическое направление крепко связалось с принципами искусства. Стало ясно, что детская литература только будучи подлинным искусством, может выполнять свои воспитательные задачи.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что пейзажная лирика является замечательным средством развития образного словаря детей, ведь у дошкольников развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Поэзия А.С. Пушкина нашла отражение в детском чтении и является средством воспитания у детей эстетического, нравственного и творческого представления.
         С продолжением исследования данного вопроса можно ознакомиться в статье «Подготовка и проведение праздника «Пушкинский бал», которая посвящена проекту с детьми 6-7 лет [5].
 
 
Литература:
  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи в обучении родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Вишнякова, Н.В. Фарафонова Т.А. Электронный ресурс статья «Роль художественной литературы в развитии речи» [Электронный ресурс]   URL: http://открытыйурок.рф/статьи/629237/ (Дата обращения: 20. 12. 2021)
  4. Карнаух, Л.А. Электронный ресурс статья «Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики»  URL: http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000005/st002.shtml –  (Дата обращения: 22. 12. 2021)
  5. Лебедева, А.В. Проект с детьми 6-7 лет. Подготовка и проведение праздника «Пушкинский бал» [Электронный ресурс] // Экстернат.РФ: электрон. журн. 2021, рубрика «Дополнительное образование» URL: http://ext.spb.ru/index.php/19249 –  (Дата обращения: 22. 12. 2021)
  6. Сохина, Ф.А.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина — М., 1979. - 223 с.
  7. Струнина, Е.И., Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008
  8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1981.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://edu.mari.ru. –  (Дата обращения: 20. 12. 2021)        
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»