Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование навыков безопасного поведения детей
средствами сказки

Соболева Любовь Петровна
Актуальность.
Самое ценное у человека – это жизнь. Но повсюду мы можем встретиться с опасностями, угрожающими нашему здоровью и жизни. Дети не всегда могут определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому необходимо с ранних лет учить ребенка правилам безопасного поведения. 
Предметом моей работы является: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников средствами сказки». Они дают возможность познакомить с источниками опасности в быту, сформировать представления и способах безопасного поведения.
Исходя, из этого я определила для себя цель: «Формировать навыки безопасного поведения для детей средствами сказки».
Для овладения определенным объемом знаний, умений и навыков поставила следующие задачи:
1.Формировать защитное поведение ребенка в экстремальных ситуациях
2.Закреплять умения детей соблюдать правила безопасности в возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
3.Показать детям, что не всегда теплые доброжелательные обращения окружающих людей совпадают с их намерениями и поступками.
Работу начала с того, что подобрала литературу, наглядный материал, собрала и изучила близкие и интересующие по этой теме статьи из журналов и газет.
В центре по формированию основ безопасности жизнедеятельности подобрала атрибуты для сюжетных и творческих игр к сказкам. В работе с детьми выбираю эффективные формы и методы, которые дают почувствовать им ценность своей жизни и быть готовыми к четким действиям в опасных ситуациях. Дошкольники не любят строгих назиданий, поучений, предупреждений. Вот поэтому использую более продуктивный способ воздействия на них художественное слово, а именно сказки, в которых есть поучительные пословицы, поговорки и стихотворные строки.
В этой работе мне помогает тесное взаимодействие с библиотекой.
Примером для детей служат литературные произведения:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не послушался сестрицу  попил из  копытца.
- «Волк и семеро козлят» - отворили дверь козлята и пропали все куда-то.
- «Гуси – лебеди»
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Реченька спаси меня.
- «Маша и медведь»
А дорога далека
А корзинка нелегка
Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок.
Сказки детям стараюсь не читать, а рассказывать. В беседе по сказкам задаю вопросы требующие объяснения:
- Почему произошла опасная ситуация?
- Что должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар?
- Почему попал в беду герой сказки, когда отправился гулять один без взрослых?
- Как можно было избежать опасности?
А вопросы такого типа «Что если …» позволяют выявить как дошкольники,
скорее всего, поступили бы в той или иной ситуации.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке. А также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
В модели сказочные герои спрятаны в обычные геометрические фигуры, соответствующие величине и цвету – волк серый, медведь коричневый, поросята круглые, розовые.
Для усвоения определенной последовательности событий использую мнемотаблицы, отражающие поступки героев.
Ежедневные минутки безопасности, включаемые в режимные моменты, помогают закреплять знания о безопасности в быту.
Не менее значимы для усвоения детьми правил безопасного поведения пословицы и поговорки, которыми обычно заканчиваются сказки:
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Не всякая водица для питья годится.
- Сказку слушай, разумом смекай, да на ус мотай.
- Мал золотник, да дорог.
Часто используем игровой тренинг. Он дает ребенку побывать в ситуациях, подобным жизненным, самостоятельно или с помощью других детей найти правильное решение. Игровые тренинги с телефоном, помогают запомнить номера служб спасения.
Специально организованная непосредственно образовательная деятельность по формированию у дошкольников правил безопасного поведения направлена на воспитание нетерпимости к порокам людей. С учетом нравственной направленности сюжета сказки разыгрываем сценки.
- «Лисичкины проделки». Каждый должен знать теперь, не открывай чужому дверь. «Мне обманщице не верь, запри свое окно и дверь».
-«Сериал смотри мой друг, только выключи утюг».
- «Какой  добрый Бармалей. Угощает всех детей.
Чтоб детишек усыпить, фанту дам я им попить,
Или вкусные конфетки, в них же сонные таблетки.
Процесс детского творчества выявляет умения детей давать оценку поступкам героев сказки.
Анализ проведенной работы по формированию навыков безопасного поведения средствами сказки показал, что дети усвоили такие правила:
- Не пускай незнакомых в дом.
- Не ходи никуда с незнакомыми.
- Не садись в чужую машину.
- Не бери угощение из чужих рук.
- Будь осторожен с электроприборами.
Воспитанники научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, уверенно называть правила безопасности. Работа со сказкой помогает нашим детям овладеть навыками безопасного поведения и чувствовать себя более уверенно в непредвиденных ситуациях.
 
Литература:
1.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: «Для работы с детьми дошкольного возраста» Харьков: Фалио, 1996 г.
2. Большева Т.В. «Учимся по сказке» СПб: Детство – Пресс, 2001 г.
3. «Книжки, нотки игрушки для Катюшки и Андрюшки» №5 – 2006 г.
    Л.А.Копаева «По дорогам сказок».
4. Начальная школа №12 – 2012 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»