Мотивационные составляющие для проведения праздников в ДОУ
Богач Елена Артуровна
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию, чтобы будущие пловцы могли в дальнейшем завоёвывать и удерживать победы на мировых первенствах, а также успешно выступать на олимпийских играх или первенствах Европы, целесообразно готовить и проводить спортивные праздники на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.Основными целями проведения исследования по данной проблеме являются:
- обучение и закрепление навыков плавания;
- всестороннее и гармоническое развитие детей;
- выявление талантов и творческой активности, а также совершенствование характера дошкольников.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;
2) приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике плавания, самоконтроле, гигиене;
3) совершенствование силы и выносливости;
4) воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.
Я ставлю перед собой эти цели и задачи, т.к. праздники являются средством в обучении детей дошкольного возраста плаванию, и подготовка к ним осуществляется в процессе проведения занятий плаванием, упражнений на суше (сухое плавание), игр и развлечений на воде, а также в процессе индивидуального подхода к детям.
Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываю возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираю простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, почти всегда принимаю в них участие, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.
В своей работе я использую игры:
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т.д.- младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т.д.- старший возраст.
- Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.
- Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.
- Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание», «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.
- Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др.- старшая и подготовительная группы.
- Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др.- старшая и подготовительная группы.
В своей практике, помимо стандартных пособий, я так же использую разные виды нестандартного оборудования, которое изготовила своими руками, это:
- зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур и морских жителей;
- тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;
- разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из киндер-сюрпризов;
- трубочки для дыхательных упражнений в воде из сломанных обручей;
- сочки для ловли рыбы (игрушек) для использования на празднике (конкурсы для родителей и детей).
С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.
Современный подход к развитию детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Как средство развития творческих способностей детей я использую обучение элементам синхронного плавания в старших группах.
При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение, воспитывается чувство красоты и ритма движений, чувство коллективизма. Для достижения результатов в синхронном плавании развиваем плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.
При разучивании композиций использую принцип этапности, и составляю их с учётом умений и навыков детей. На 1 этапе подбираю простые упражнения и мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений проходит под счёт и сигналы, в дальнейшем дети считают про себя. Композиции составляю с одинаковыми упражнениями для всех участников. На 2 этапе упражнения разучиваем комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт и музыку. Разучиваем элементы как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду; с предметами и без. На 3 этапе разучивание упражнений проходит под музыку. Я показываю или объясняю упражнение, дети выполняют его под музыку. Упражнения беру более сложные с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Использую больше перестроений, включаю разные стили плавания. Также использую всё пространство бассейна.
Все используемые в занятиях задания, упражнения и игры, которыми хорошо овладели дети, я выношу в сценарии праздников.
При подготовке праздников осуществляю дифференцированный подход:
- Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, я провожу с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «Воспитываем здоровых детей», «Учим детей не бояться воды»; выступаю на родительских собраниях: «Принципы обучения детей плаванию», «Игры на воде», «Адаптация детей к занятиям в бассейне. Упражнения для взрослых и детей», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов, а также сами принимают участие в праздниках (конкурсах). Я оформляю для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», «Мы с водою дружим очень, - каждый быть здоровым хочет!»; а также провожу праздники и спартакиады на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и др.
- Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и на репетициях. На занятиях много внимания уделяю тем детям, у которых не получается то или иное движение. Если ребёнок затрудняется выполнить упражнение, использую показ, делаю это либо сама, либо ребёнок, у которого получается упражнение, сопровождаю показ объяснением.
- Работа с воспитателями, музыкальными руководителями, медсестрой и т.д. Подбираем музыку для праздника, а также для синхронного плавания, где разучиваем движения сначала на суше без музыки, потом на суше под музыку, затем под музыку в воде.
- В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.
Организуя праздник, стараюсь позаботиться, чтобы дети все вместе или поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.
Подготовка к празднику начинается заранее и ведётся планомерно. Её осуществляет весь коллектив детского сада и родители.
Сценарий праздника составляю заранее. Окончательное его утверждение происходит примерно за 2 недели до проведения праздника, когда определены количество участников, программа номеров и ведущий. Содержание детских выступлений намечаем с учётом подготовленности, интересов и склонностей дошкольников. На этой основе составляю инсценировки, подбираю забавы, тексты, готовим костюмы. При распределении ролей принимаем во внимание внешность и характер каждого из детей, способность ребёнка входить в тот или иной образ.
Подготовка детей к празднику ведётся постепенно, так, чтобы не возникало необходимости в неоднократных массовых репетициях, т.е. в процессе занятий. В эстафетах, играх, соревнованиях используем известные детям двигательные задания.
Чтобы праздник прошёл слаженно, без задержек, доставил участникам выступлений и зрителям эстетическое наслаждение, я очень тщательно продумываю детали его организации и оформления. Каждый взрослый чётко знает свои обязанности на празднике. Воспитатели помогают в подготовке костюмов, оформлении бассейна, изготовлении с детьми пригласительных билетов для родителей, готовят призы, грамоты, дипломы и подарки для победителей, задействуя при этом родительский комитет. Праздники провожу 2-3 раза в год. длительность-40-45мин.
При разработке сценария праздника на воде придерживаюсь определённого порядка его проведения:
- открытие праздника, парад участников;
-показательные выступления участников праздника (синхронное плавание);
-развлекательная часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в шуточных аттракционах, инсценировках, комических прыжках ;
-игры и эстафеты для участников праздника (или команд);
-«сюрпризный момент» праздника на воде, способствующий созданию хорошего настроения и поддержанию интереса;
-закрытие праздника, подведение итогов, награждение (можно в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр) - в зависимости от тематики праздника.
Оборудование и инвентарь обязательно опробую на месте применения.
В художественном оформлении водных праздников предусматриваю оригинальные и красочные костюмы участников, декорирование инвентаря и всего места проведения праздника.
При подготовке к праздникам у детей возникает желание выполнить данное упражнение лучше, чем делали его раньше, возникает желание плыть как можно дальше. Вследствие проведённой работы можно сделать вывод, что праздники стимулируют у детей желание научиться плавать, освоить умения и навыки, предусмотренные программой, т.е. мотивацией.
Развлечения и праздники на воде – неотъемлемая часть обучения плаванию в детском саду, эффективная форма активного отдыха детей, источник радости и веселья. Проведение праздников и развлечений обеспечивает решение образовательных и воспитательных задач, формирует интерес к занятиям в бассейне.
По окончании периода обучения плаванию в детском саду итоговый учёт пройденного материала проводится в форме праздника, к подготовке и проведению которого привлекаются как педагогический коллектив, так и родители. В содержание праздников входят: сюрпризные моменты и игровой сюжет, включающий в себя игры – эстафеты, игры с элементами спорта, показательные выступления детей.
Подготовка и участие в празднике вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.
Праздник открывается парадом участников и состоит из трёх частей:
- показательной – выступления участников;
- игровой – соревнования, игры;
- итоговой – проводится награждение всех участников.
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию, чтобы будущие пловцы могли в дальнейшем завоёвывать и удерживать победы на мировых первенствах, а также успешно выступать на олимпийских играх или первенствах Европы, целесообразно готовить и проводить спортивные праздники на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.
Основными целями проведения исследования по данной проблеме являются:
- обучение и закрепление навыков плавания;
- всестороннее и гармоническое развитие детей;
- выявление талантов и творческой активности, а также совершенствование характера дошкольников.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;
2) приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике плавания, самоконтроле, гигиене;
3) совершенствование силы и выносливости;
4) воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.
Я ставлю перед собой эти цели и задачи, т.к. праздники являются средством в обучении детей дошкольного возраста плаванию, и подготовка к ним осуществляется в процессе проведения занятий плаванием, упражнений на суше (сухое плавание), игр и развлечений на воде, а также в процессе индивидуального подхода к детям.
Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываю возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираю простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, почти всегда принимаю в них участие, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.
В своей работе я использую игры:
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т.д.- младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т.д.- старший возраст.
- Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.
- Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.
- Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание», «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.
- Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др.- старшая и подготовительная группы.
- Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др.- старшая и подготовительная группы.
В своей практике, помимо стандартных пособий, я так же использую разные виды нестандартного оборудования, которое изготовила своими руками, это:
- зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур и морских жителей;
- тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;
- разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из киндер-сюрпризов;
- трубочки для дыхательных упражнений в воде из сломанных обручей;
- сочки для ловли рыбы (игрушек) для использования на празднике (конкурсы для родителей и детей).
С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.
Современный подход к развитию детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Как средство развития творческих способностей детей я использую обучение элементам синхронного плавания в старших группах.
При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение, воспитывается чувство красоты и ритма движений, чувство коллективизма. Для достижения результатов в синхронном плавании развиваем плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.
При разучивании композиций использую принцип этапности, и составляю их с учётом умений и навыков детей. На 1 этапе подбираю простые упражнения и мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений проходит под счёт и сигналы, в дальнейшем дети считают про себя. Композиции составляю с одинаковыми упражнениями для всех участников. На 2 этапе упражнения разучиваем комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт и музыку. Разучиваем элементы как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду; с предметами и без. На 3 этапе разучивание упражнений проходит под музыку. Я показываю или объясняю упражнение, дети выполняют его под музыку. Упражнения беру более сложные с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Использую больше перестроений, включаю разные стили плавания. Также использую всё пространство бассейна.
Все используемые в занятиях задания, упражнения и игры, которыми хорошо овладели дети, я выношу в сценарии праздников.
При подготовке праздников осуществляю дифференцированный подход:
- Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, я провожу с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «Воспитываем здоровых детей», «Учим детей не бояться воды»; выступаю на родительских собраниях: «Принципы обучения детей плаванию», «Игры на воде», «Адаптация детей к занятиям в бассейне. Упражнения для взрослых и детей», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов, а также сами принимают участие в праздниках (конкурсах). Я оформляю для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», «Мы с водою дружим очень, - каждый быть здоровым хочет!»; а также провожу праздники и спартакиады на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и др.
- Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществляется в процессе занятий и на репетициях. На занятиях много внимания уделяю тем детям, у которых не получается то или иное движение. Если ребёнок затрудняется выполнить упражнение, использую показ, делаю это либо сама, либо ребёнок, у которого получается упражнение, сопровождаю показ объяснением.
- Работа с воспитателями, музыкальными руководителями, медсестрой и т.д. Подбираем музыку для праздника, а также для синхронного плавания, где разучиваем движения сначала на суше без музыки, потом на суше под музыку, затем под музыку в воде.
- В процессе подготовки к праздникам: проведении занятий, упражнений на суше, разнообразных мероприятий по физическому воспитанию, осуществляется закаливание детского организма. Таким образом, улучшается состояние здоровья детей, снижается заболеваемость.
Организуя праздник, стараюсь позаботиться, чтобы дети все вместе или поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.
Подготовка к празднику начинается заранее и ведётся планомерно. Её осуществляет весь коллектив детского сада и родители.
Сценарий праздника составляю заранее. Окончательное его утверждение происходит примерно за 2 недели до проведения праздника, когда определены количество участников, программа номеров и ведущий. Содержание детских выступлений намечаем с учётом подготовленности, интересов и склонностей дошкольников. На этой основе составляю инсценировки, подбираю забавы, тексты, готовим костюмы. При распределении ролей принимаем во внимание внешность и характер каждого из детей, способность ребёнка входить в тот или иной образ.
Подготовка детей к празднику ведётся постепенно, так, чтобы не возникало необходимости в неоднократных массовых репетициях, т.е. в процессе занятий. В эстафетах, играх, соревнованиях используем известные детям двигательные задания.
Чтобы праздник прошёл слаженно, без задержек, доставил участникам выступлений и зрителям эстетическое наслаждение, я очень тщательно продумываю детали его организации и оформления. Каждый взрослый чётко знает свои обязанности на празднике. Воспитатели помогают в подготовке костюмов, оформлении бассейна, изготовлении с детьми пригласительных билетов для родителей, готовят призы, грамоты, дипломы и подарки для победителей, задействуя при этом родительский комитет. Праздники провожу 2-3 раза в год. длительность-40-45мин.
При разработке сценария праздника на воде придерживаюсь определённого порядка его проведения:
- открытие праздника, парад участников;
-показательные выступления участников праздника (синхронное плавание);
-развлекательная часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в шуточных аттракционах, инсценировках, комических прыжках ;
-игры и эстафеты для участников праздника (или команд);
-«сюрпризный момент» праздника на воде, способствующий созданию хорошего настроения и поддержанию интереса;
-закрытие праздника, подведение итогов, награждение (можно в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр) - в зависимости от тематики праздника.
Оборудование и инвентарь обязательно опробую на месте применения.
В художественном оформлении водных праздников предусматриваю оригинальные и красочные костюмы участников, декорирование инвентаря и всего места проведения праздника.
При подготовке к праздникам у детей возникает желание выполнить данное упражнение лучше, чем делали его раньше, возникает желание плыть как можно дальше. Вследствие проведённой работы можно сделать вывод, что праздники стимулируют у детей желание научиться плавать, освоить умения и навыки, предусмотренные программой, т.е. мотивацией.
Развлечения и праздники на воде – неотъемлемая часть обучения плаванию в детском саду, эффективная форма активного отдыха детей, источник радости и веселья. Проведение праздников и развлечений обеспечивает решение образовательных и воспитательных задач, формирует интерес к занятиям в бассейне.
По окончании периода обучения плаванию в детском саду итоговый учёт пройденного материала проводится в форме праздника, к подготовке и проведению которого привлекаются как педагогический коллектив, так и родители. В содержание праздников входят: сюрпризные моменты и игровой сюжет, включающий в себя игры – эстафеты, игры с элементами спорта, показательные выступления детей.
Подготовка и участие в празднике вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.
Праздник открывается парадом участников и состоит из трёх частей:
- показательной – выступления участников;
- игровой – соревнования, игры;
- итоговой – проводится награждение всех участников.
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию, чтобы будущие пловцы могли в дальнейшем завоёвывать и удерживать победы на мировых первенствах, а также успешно выступать на олимпийских играх или первенствах Европы, целесообразно готовить и проводить спортивные праздники на воде. Именно они позволяют максимально раскрыть внутренние воспитательные ресурсы, доставить детям много радостных и счастливых минут, при общении с детьми и взрослыми.
Основными целями проведения исследования по данной проблеме являются:
- обучение и закрепление навыков плавания;
- всестороннее и гармоническое развитие детей;
- выявление талантов и творческой активности, а также совершенствование характера дошкольников.
Основные задачи:
1) укрепление здоровья, закаливание, формирование правильной осанки;
2) приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков в технике плавания, самоконтроле, гигиене;
3) совершенствование силы и выносливости;
4) воспитание дисциплинированности и целеустремлённости.
Я ставлю перед собой эти цели и задачи, т.к. праздники являются средством в обучении детей дошкольного возраста плаванию, и подготовка к ним осуществляется в процессе проведения занятий плаванием, упражнений на суше (сухое плавание), игр и развлечений на воде, а также в процессе индивидуального подхода к детям.
Праздники на воде – это, прежде всего, форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребёнка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Также праздники на воде оказывают действенное влияние на формирование детской личности, сплочённости детского коллектива; соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию у детей целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям плаванием, вызывают у детей стремление научиться плавать.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра. При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываю возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираю простые и доступные детям. Проводя игры с детьми любых возрастов, почти всегда принимаю в них участие, это очень нравится детям и даёт им положительный заряд энергии.
В своей работе я использую игры:
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море» и т.д.- младший и средний возраст; «Невод», «Караси и карпы», «Карусели» и т.д.- старший возраст.
- Игры с погружением в воду с головой: «Сосчитай пальцы», «Насос», «Спрячемся под воду» и другие – средний возраст; «Охотники и утки», «Насос», «Салки» - старший возраст.
- Игры с открыванием глаз в воде: «Достань игрушку», «Сосчитай пальцы», «Смелые ребята» и др. – младшая и средняя группы.
- Игры с выдохом в воду только для старших групп: «Общее дыхание», «Резвый мячик», «Смелые ребята» и другие.
- Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины» и др.- старшая и подготовительная группы.
- Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах» - младшая и средняя группы; «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу» и др.- старшая и подготовительная группы.
В своей практике, помимо стандартных пособий, я так же использую разные виды нестандартного оборудования, которое изготовила своими руками, это:
- зрительные ориентиры, вырезанные из старых надувных кругов в форме геометрических фигур и морских жителей;
- тонущие игрушки из киндер-сюрпризов и другого подручного материала;
- разделительные дорожки для ограждения мест в бассейне из киндер-сюрпризов;
- трубочки для дыхательных упражнений в воде из сломанных обручей;
- сочки для ловли рыбы (игрушек) для использования на празднике (конкурсы для родителей и детей).
С целью эффективности и увеличения моторной плотности занятий всё оборудование и игрушки находятся в доступном для детей месте. Применение различного оборудования и максимальное использование полезной площади улучшает качество общей физической подготовки детей и способствует повышению двигательной активности на занятиях плаванием, ускоряет процесс усвоения навыков плавания.
Современный подход к развитию детского творчества характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Как средство развития творческих способностей детей я использую обучение элементам синхронного плавания в старших группах.
При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение, воспитывается чувство красоты и ритма движений, чувство коллективизма. Для достижения результатов в синхронном плавании развиваем плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.
При разучивании композиций использую принцип этапности, и составляю их с учётом умений и навыков детей. На 1 этапе подбираю простые упражнения и мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений проходит под счёт и сигналы, в дальнейшем дети считают про себя. Композиции составляю с одинаковыми упражнениями для всех участников. На 2 этапе упражнения разучиваем комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт и музыку. Разучиваем элементы как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду; с предметами и без. На 3 этапе разучивание упражнений проходит под музыку. Я показываю или объясняю упражнение, дети выполняют его под музыку. Упражнения беру более сложные с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Использую больше перестроений, включаю разные стили плавания. Также использую всё пространство бассейна.
Все используемые в занятиях задания, упражнения и игры, которыми хорошо овладели дети, я выношу в сценарии праздников.
При подготовке праздников осуществляю дифференцированный подход:
- Это работа с родителями, которая осуществляется не только в процессе подготовки к праздникам. Многие родители, боясь, что ребёнок, посещая бассейн, может заболеть, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходится убеждать, я провожу с ними индивидуальные беседы, консультации: «Вода дарит здоровье», «Каждый человек должен уметь плавать», «Воспитываем здоровых детей», «Учим детей не бояться воды»; выступаю на родительских собраниях: «Принципы обучения детей плаванию», «Игры на воде», «Адаптация детей к занятиям в бассейне. Упражнения для взрослых и детей», «О пользе плавания». Приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, что детям приятно пребывание в воде. Открытые занятия оказываются полезными и для детей. Так есть дети, которые стали смелее выполнять упражнения в воде, другие, оттого что родителям понравилось занятие, стали систематически ходить в бассейн. При подготовке к праздникам родители помогают в изготовлении для детей костюмов, а также сами принимают участие в праздниках (конкурсах). Я оформляю для родителей фотовыставки: «Учимся плавать», «Мы с водою дружим очень, - каждый быть здоровым хочет!»; а также провожу праздники и спартакиады на воде: «В гости к нам Нептун пришёл», «Быстрые и ловкие», «Водные приключения», «Веселые старты» и др.
- Индивидуальная работа с детьми, которая также осуществля