Взаимодействие с семьей в процессе
адаптации ребенка в условиях
дошкольной образовательной организации
Ульянова Татьяна Владимировна
Дошкольный период – это важнейший этап в жизни каждого ребёнка. Посещение дошкольниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – важнейший период социализации, обучения и воспитания ребенка.
Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть его пребывание в саду и успех дальнейшего обучения ребёнка в школе.В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.
Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация.
В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего устанавливаются отношения адаптированности, а адаптационный процесс регулируется со стороны «Я». Важно отметить, что в ходе адаптации происходит поиск человеком такой среды, которая благоприятна для его функционирования.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.
Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний:
- биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.);
- адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход малыша в новую среду может привести к эмоциональным нарушениям. Поэтому актуальна проблема адаптации ребенка к детскому саду.
Адаптация – серьезное испытание, как для ребёнка, так и для их родителей. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада.
В основе взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольному учреждению лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка, поэтому, успех одного из субъектов взаимодействия зависит от усилий и действий другого. Говоря о педагогическом взаимодействии воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольной образовательной организации, психологи рассматривают его, как «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь».
Сотрудничество лежит в основе педагогического взаимодействия (сотрудничества), т.к. оно является началом социальной жизни человечества. Сотрудничество – это «участие в каком-либо общем деле; совместные действия, деятельность; работа в каком-либо учреждении; участие в качестве автора в работе какого-либо печатного органа»; «совместный труд на достижение конкретной цели».
Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации осуществляется посредством создания атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей и организации совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания детей, проявления уверенности в успешности воспитательной деятельности; осуществления психолого-педагогического образования родителей посредством формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков, индивидуальная адресная помощь в воспитании детей и реализации педагогического партнёрства, обмена информацией о развитии ребенка, его особенностях, объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщения родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой самореализации родителей и детей.
Согласованность действий воспитателей и родителей, сближение подходов в воспитании детей, индивидуальный подход к каждой семье, активное взаимодействие является важнейшим условием для успешной адаптации детей к новым условиям.
Целью деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями детей в период адаптации выступает оказание родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогической помощи, направленной на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.
При взаимодействии с родителями педагогу необходимо придерживаться определенных принципов. Воспитатель должен придерживаться принципа целенаправленности, систематичности и последовательности, работа воспитателя должна носить плановый характер (принцип плановости), дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями, индивидуального подхода, открытости образовательной системы, взаимодействие воспитателя и семьи должно строиться на доброжелательном отношении, сотрудничестве, создании партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем.
Для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ воспитателем должна соблюдаться чёткая и последовательная работа с родителями.
Для полноценной работы с родителями воспитателю необходимо:
- установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.
- принимать активное участие в жизни семьи.
- всегда находить время, чтобы поговорить с родителями.
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать свои умения и таланты.
- информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация).
- выстраивание совместного индивидуального плана адаптации ребенка, вырабатывание единых требований к нему».
Для успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации старший воспитатель должен организовывать комплексную деятельность педагогов с родителями, используя все многообразие форм и методов работы.
Работа по взаимодействию с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные:
1. Информационно-наглядная форма общения с родителями включает в себя материалы на стендах, папки передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки.
2. Индивидуальная форма общения с родителями включает в себя беседы и консультации воспитателей с родителями. Например, консультации с родителями по вопросам адаптации; составления совместно с родителями индивидуальный план адаптации ребёнка (максимальное сближение режима дня ребёнка в семье с режимом детского сада). Знакомство и беседа с родителями и ребёнком при поступлении в дошкольное заведение (сбор информации о воспитаннике и о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребёнка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений). Проведение анкетирования родителей (сбор информации о ребёнке: выясняем индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками).
3. Коллективная форма общения с родителями подразумевает родительские собрания, тематические консультации.
Нетрадиционные:
1. Информационно-аналитические формы (социологические опросы, анкеты, тестирование)общения с родителями помогают выявить интересы, запросы родителей.
2. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Очень важным является проведение утренников в ясельных группах с участием родителей. В процессе совместного мероприятия устанавливаются более тесные отношения между родителями и воспитателями, развивается понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобретается опыт совместных переживаний. Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми.
3. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Это информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет и др.
Такая организация взаимодействия детского сада и семьи по вопросам адаптации позволяет эффективно решать задачи профилактики дезадаптации, а также настраивает родителей на конструктивное положительное сотрудничество с дошкольным учреждением.