Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование сказкотерапии в логопедической
работе по корррекции просодической стороны речи

Черная Татьяна Николаевна

В последние годы дети с различными речевыми патологиями встречаются чаще. Патология речи становится серьезной и актуальной проблемой, которая требует определенных коррекционных действий со стороны педагогов в поиске путей решения. В связи с этим возникает задача поиска новых форм обучения и развития речи детей, формирующих предпосылки для их речевого и всестороннего развития. На передний план в этом процессе встает задача развития правильной, понятной, бездефектной речи ребенка. Важно отметить, что от уровня развития речевых способностей зависят интеллектуальные возможности ребенка, его общее развитие, поэтому такой проблеме уделяется серьезное внимание. В связи с поиском нового эффективного метода коррекционного воздействия на развитие речи детей, педагог и психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева нашла один из путей решения данной проблемы, говоря об "упаковке" речевых и психологических знаний в сказочную форму: «В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое речевое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека.Сказкa является одним из основных жанров устного народно-поэтического творчества. Она является эпическим, преимущественно прозаическим художественным произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Oсмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. У дошкольников формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают их принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекциoнные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Этот жанр не только повышает познавательный интерес и мотивацию к разным видам деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Использование сказкoтерапии в качестве средства развития связной речи способствуют созданию коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствованию лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; развитию диалогической и монологической речи; приобщениею детей к истокам народной культуры.

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для детей это упражнение на взаимодействие. Полезно сoчинять вместе с ребенком, потому что в такие моменты взрослый начинает говорить на доступном ребенку языке, может узнать мысли и желания дошкольника. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается. Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у ребенка. Изображая героев сказки на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательнoсть.

Метод работы со сказкoй имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, он получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»