Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство с эмоциями

Ткаченко Надежда Валерьевна
Дошкольный возраст – период стремительных и удивительных преображений в жизни человека. Из беспомощного младенца вырастает сознательный, физически развитый, относительно самостоятельный человечек, имеющий собственное мнение и готовый его отстаивать. Для успешного существования в социуме, помимо развитых интеллектуальных и физических способностей, ребенку необходимы умения невербального общения, сочетающие в себе понимание внутреннего состояния окружающих и выражение собственных эмоций. Для гармоничного развития личности человеку нужно четкое осознание своего внутреннего «Я», умение понимать свои чувства и сопереживать другим.
Важность эмоций и чувств часто недооценивают. Однако, различного рода переживания сопровождают нас постоянно. Все события и явления внешнего и внутреннего мира человека вызывают в нем какие-то эмоции. Эти эмоции могут как помогать, вдохновляя и мобилизуя все силы организма, так и препятствовать, подавляя волю и активность.
Ребенок дошкольного возраста часто оказывается в плену своих эмоций. Переживания захватывают его целиком, ведь малыш еще не умеет их контролировать. Ребенок еще не в состоянии объяснить, что с ним происходит, поскольку не умеет анализировать свое состояние, и ему не хватает словарного запаса для описания своих чувств. Но эмоции у дошкольника еще не стабильны. Они быстро возникают, стремительно меняются и утихают. С развитием эмоциональной сферы чувства ребенка становятся более осознанными и подвластными мышлению. Но это происходит только по мере усвоения норм морали, нравственных правил, когда ребенок начинает соотносить свое поведение с этими правилами.
Дошкольник учится понимать и чужие переживания. Он узнает проявления чувств окружающих в мимике, жестах, интонациях.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. 
Важность развития эмоциональной сферы детей определяется еще и тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Об этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко.
Таким образом, высокий уровень эмоционального развития - необходимое условие для формирования здоровой личности.
Формирование эмоциональной сферы дошкольников идет опосредовано: в ходе социальных контактов, жизненного опыта, под влиянием примера значимых взрослых и сверстников. Однако, в ходе педагогического процесса возможна коррекция полученного ребенком опыта: развитие понятийного аппарата, повышение уровня осознанности эмоциональных реакций. Очень важную роль в этом процессе играют различного рода сказки - литературные, народные, терапевтические.
Вашему вниманию предлагается коснпект занятия, с которого можно начинать работу по эмоциональному развитию дошкольников.
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе "Знакомство с эмоциями"
Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств.
Задачи:
  • познакомить детей с эмоциями и их отличительными особенностями;
  • обогатить речь детей словами, обозначающими эмоции;
  • учить распознаванию эмоциональных состояний по внешним проявлениям;
  • создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • развивать умение расслабляться и восстанавливать силы.
Материалы: куклы бибабо, подставки – держатели для кукол, картинки и фотографии с изображением разных эмоций,          спокойная медленная музыка, подушечки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я рада вас видеть! У меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. 
Приветствие: "Я рад тебя видеть"
Воспитатель, передвигаясь по комнате, подходит к детям и приветствует словами: " Я рада тебя видеть". То же самое она предлагает сделать всем детям. Нужно поприветствовать всех участников.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с жителями сказочной «Страны эмоций". Как вы думаете, какие жители живут в этой стране? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, чтобы получше узнать, кто же живет в этой стране, я предлагаю посмотреть сказку. Усаживайтесь поудобнее и смотрите.
Инсценировка "Сказка про эмоции". Используя куклы бибабо, инсценируется сказка. 
Жили, были на свете разные эмоции радость, грусть, обида, страх, злость.  
Используя подставки – держатели для кукол, воспитатель показывает всех кукол по мере их называния.
Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям.
Радость (показ куклы с эмоцией радость): Я самая нужная и важная. Я делаю людей счастливыми! А от вас (показывает в сторону других эмоций) какая польза?
Страх (показ куклы с эмоцией страх): Я тоже очень нужна! Я предостерегаю от опасности!
Грусть и Обида (показ кукол грусть и обида): Нет, мы самые важные! Мы помогаем понять людям, что им чего – то или кого – то не хватает, например, друга.
Злость (показ куклы с эмоцией злость): Я нужнее! Я помогаю человеку в спорте, а ещё помогаю защищаться, если кто – то несправедливо обидел.
Королева эмоций - кукла: Не спорьте, дорогие мои эмоции. Вы все важны и нужны людям! Вы делаете их жизнь интереснее и красочнее! Вы помогаете им лучше понимать друг друга, ведь вы их друзья!
Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка? О каких эмоциях говорилось в сказке? Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а какие эмоции вам ещё знакомы? Выслушивает ответы детей
Воспитатель: А можете ли вы отличить одну эмоцию от другой?
Воспитатель предлагает упражнение "Определи эмоции".
 Посмотрите, у вас на столе картинки и фотографии с изображением разных эмоций.  Давайте определим, где какая эмоция. Но сначала сделаем физкультминутку.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть, Ребята закрывают глаза
Нужно глубоко вздохнуть. Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты
Глаза по кругу побегут, Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки
Много-много раз моргнут, Частое моргание глазами
Глазкам стало хорошо, Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз
Увидят мои глазки все! Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! 
Воспитатель подводит итог и обращает внимание детей на то, что эмоции возникают в ответ на определённую ситуацию и связаны с нашими потребностями. Когда наши желания удовлетворяются, мы радуемся, а когда у нас что – то не получается, что – то идёт не так – мы грустим, обижаемся, злимся и даже боимся.
Выражая эмоции, мы без слов можем понять друг друга.  
Список литературы
  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-Пресс, 2005, 92 с., с. 18-20
  2. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000 – 112 с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
  4. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика[Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. -М.: Академия, 2004. -288 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001 - 752 с.
  6. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет. — СПб.: Паритет, 2007.—112 с.
  7. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000 – 304 с.
  8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  9. Фесюкова,Л.Б. Воспитание сказкой./Л.Б.Фесюкова.- М.:Наука,2011.-171с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»