Знакомство с эмоциями
Ткаченко Надежда Валерьевна
Дошкольный возраст – период стремительных и удивительных преображений в жизни человека. Из беспомощного младенца вырастает сознательный, физически развитый, относительно самостоятельный человечек, имеющий собственное мнение и готовый его отстаивать. Для успешного существования в социуме, помимо развитых интеллектуальных и физических способностей, ребенку необходимы умения невербального общения, сочетающие в себе понимание внутреннего состояния окружающих и выражение собственных эмоций. Для гармоничного развития личности человеку нужно четкое осознание своего внутреннего «Я», умение понимать свои чувства и сопереживать другим.
Важность эмоций и чувств часто недооценивают. Однако, различного рода переживания сопровождают нас постоянно. Все события и явления внешнего и внутреннего мира человека вызывают в нем какие-то эмоции. Эти эмоции могут как помогать, вдохновляя и мобилизуя все силы организма, так и препятствовать, подавляя волю и активность.
Ребенок дошкольного возраста часто оказывается в плену своих эмоций. Переживания захватывают его целиком, ведь малыш еще не умеет их контролировать. Ребенок еще не в состоянии объяснить, что с ним происходит, поскольку не умеет анализировать свое состояние, и ему не хватает словарного запаса для описания своих чувств. Но эмоции у дошкольника еще не стабильны. Они быстро возникают, стремительно меняются и утихают. С развитием эмоциональной сферы чувства ребенка становятся более осознанными и подвластными мышлению. Но это происходит только по мере усвоения норм морали, нравственных правил, когда ребенок начинает соотносить свое поведение с этими правилами.
Дошкольник учится понимать и чужие переживания. Он узнает проявления чувств окружающих в мимике, жестах, интонациях.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции.
Важность развития эмоциональной сферы детей определяется еще и тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Об этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко.
Таким образом, высокий уровень эмоционального развития - необходимое условие для формирования здоровой личности.
Формирование эмоциональной сферы дошкольников идет опосредовано: в ходе социальных контактов, жизненного опыта, под влиянием примера значимых взрослых и сверстников. Однако, в ходе педагогического процесса возможна коррекция полученного ребенком опыта: развитие понятийного аппарата, повышение уровня осознанности эмоциональных реакций. Очень важную роль в этом процессе играют различного рода сказки - литературные, народные, терапевтические.
Вашему вниманию предлагается коснпект занятия, с которого можно начинать работу по эмоциональному развитию дошкольников.
Важность эмоций и чувств часто недооценивают. Однако, различного рода переживания сопровождают нас постоянно. Все события и явления внешнего и внутреннего мира человека вызывают в нем какие-то эмоции. Эти эмоции могут как помогать, вдохновляя и мобилизуя все силы организма, так и препятствовать, подавляя волю и активность.
Ребенок дошкольного возраста часто оказывается в плену своих эмоций. Переживания захватывают его целиком, ведь малыш еще не умеет их контролировать. Ребенок еще не в состоянии объяснить, что с ним происходит, поскольку не умеет анализировать свое состояние, и ему не хватает словарного запаса для описания своих чувств. Но эмоции у дошкольника еще не стабильны. Они быстро возникают, стремительно меняются и утихают. С развитием эмоциональной сферы чувства ребенка становятся более осознанными и подвластными мышлению. Но это происходит только по мере усвоения норм морали, нравственных правил, когда ребенок начинает соотносить свое поведение с этими правилами.
Дошкольник учится понимать и чужие переживания. Он узнает проявления чувств окружающих в мимике, жестах, интонациях.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции.
Важность развития эмоциональной сферы детей определяется еще и тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Об этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко.
Таким образом, высокий уровень эмоционального развития - необходимое условие для формирования здоровой личности.
Формирование эмоциональной сферы дошкольников идет опосредовано: в ходе социальных контактов, жизненного опыта, под влиянием примера значимых взрослых и сверстников. Однако, в ходе педагогического процесса возможна коррекция полученного ребенком опыта: развитие понятийного аппарата, повышение уровня осознанности эмоциональных реакций. Очень важную роль в этом процессе играют различного рода сказки - литературные, народные, терапевтические.
Вашему вниманию предлагается коснпект занятия, с которого можно начинать работу по эмоциональному развитию дошкольников.
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе "Знакомство с эмоциями"
Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств.Задачи:
- познакомить детей с эмоциями и их отличительными особенностями;
- обогатить речь детей словами, обозначающими эмоции;
- учить распознаванию эмоциональных состояний по внешним проявлениям;
- создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
- развивать умение расслабляться и восстанавливать силы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я рада вас видеть! У меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.
Приветствие: "Я рад тебя видеть"
Воспитатель, передвигаясь по комнате, подходит к детям и приветствует словами: " Я рада тебя видеть". То же самое она предлагает сделать всем детям. Нужно поприветствовать всех участников.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с жителями сказочной «Страны эмоций". Как вы думаете, какие жители живут в этой стране? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, чтобы получше узнать, кто же живет в этой стране, я предлагаю посмотреть сказку. Усаживайтесь поудобнее и смотрите.
Инсценировка "Сказка про эмоции". Используя куклы бибабо, инсценируется сказка.
Жили, были на свете разные эмоции радость, грусть, обида, страх, злость.
Используя подставки – держатели для кукол, воспитатель показывает всех кукол по мере их называния.
Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям.
Радость (показ куклы с эмоцией радость): Я самая нужная и важная. Я делаю людей счастливыми! А от вас (показывает в сторону других эмоций) какая польза?
Страх (показ куклы с эмоцией страх): Я тоже очень нужна! Я предостерегаю от опасности!
Грусть и Обида (показ кукол грусть и обида): Нет, мы самые важные! Мы помогаем понять людям, что им чего – то или кого – то не хватает, например, друга.
Злость (показ куклы с эмоцией злость): Я нужнее! Я помогаю человеку в спорте, а ещё помогаю защищаться, если кто – то несправедливо обидел.
Королева эмоций - кукла: Не спорьте, дорогие мои эмоции. Вы все важны и нужны людям! Вы делаете их жизнь интереснее и красочнее! Вы помогаете им лучше понимать друг друга, ведь вы их друзья!
Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка? О каких эмоциях говорилось в сказке? Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а какие эмоции вам ещё знакомы? Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: А можете ли вы отличить одну эмоцию от другой?
Воспитатель предлагает упражнение "Определи эмоции".
Посмотрите, у вас на столе картинки и фотографии с изображением разных эмоций. Давайте определим, где какая эмоция. Но сначала сделаем физкультминутку.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть, | Ребята закрывают глаза |
Нужно глубоко вздохнуть. | Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты |
Глаза по кругу побегут, | Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки |
Много-много раз моргнут, | Частое моргание глазами |
Глазкам стало хорошо, | Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз |
Увидят мои глазки все! | Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка |
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель подводит итог и обращает внимание детей на то, что эмоции возникают в ответ на определённую ситуацию и связаны с нашими потребностями. Когда наши желания удовлетворяются, мы радуемся, а когда у нас что – то не получается, что – то идёт не так – мы грустим, обижаемся, злимся и даже боимся.
Выражая эмоции, мы без слов можем понять друг друга.
Список литературы
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-Пресс, 2005, 92 с., с. 18-20
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000 – 112 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика[Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. -М.: Академия, 2004. -288 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001 - 752 с.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет. — СПб.: Паритет, 2007.—112 с.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000 – 304 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
- Фесюкова,Л.Б. Воспитание сказкой./Л.Б.Фесюкова.- М.:Наука,2011.-171с.