Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе

Наш удивительный нос 

Михайлова Екатерина Алексеевна
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Дать детям первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
2.Расширить представления о строении носа и функционировании дыхательной системы.
3.Формировать представления детей о значении носа для здоровья, закрепить правила ухода за носом.
4. Развивать обонятельное восприятие.
5.Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия.
6.Расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, ароматерапия).
7. Развивать навыки дыхательной гимнастики.
Предварительная работа:
-чтение энциклопедий с рассматриванием иллюстраций: «Человек», «Тело человека»;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;
-беседа о правилах гигиены и безопасности ухода за носом.
Методы и приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи), наблюдения, экспериментирование, игровой прием, дидактические упражнения.
Материалы и оборудование: кукла Буратино, зеркала, целлофановые мешочки целые и с прорезанным дном, пульверизатор с водой, силуэт лица из бумаги телесного цвета, магнитная доска с магнитами красного и зеленого цвета, картинки с изображением вредных и полезных действий для носа, стаканчики с лимоном, хвойной веткой, а также ватой, пропитанной аналогичными по запаху эфирными маслами (хвоя и лимон), с долькой чеснока, с веточкой мяты, флакончики с эфирным маслом.
1.Организационный момент:
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята, а что означает слово «здравствуйте»? Ведь мы говорим его каждый день и не один раз.
(Ответы детей: слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья», это значит желать здоровья тому, с кем здороваешься)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Совершенно верно, слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья». И сейчас мы с вами пожелали всем здоровья, все здоровы и бодры.
Раздается громкое чихание.
Появляется кукла Буратино, вытирает рукой нос.
Буратино: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
(Ответы детей: Буратино из сказки)
Буратино: - Точно! Я Бур-р-ратино! Сказочный мальчик с таким вот длинным носом. Шел я к вам по улице, да так расчихался, тер нос рукой тер, он у меня даже разболелся! Одни от него неприятности. Может, ну его, обойдусь без носа.
Воспитатель: - Ребята, правильно Буратино считает?
(Ответы детей: без носа прожить нельзя, если у нас не будет носа, мы не сможем дышать)
Воспитатель: - Да, ребята, наш организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу же отражается на работе других. Давайте поговорим о таком важном органе как нос, и докажем Буратино как он важен для нас. Вы поможете мне в этом? Тогда, я приглашаю вас в свою научную лабораторию, где изучают человеческий организм и здоровье человека. А Буратино пойдет вместе с нами.
2. Основная часть.
Чтобы зайти в лабораторию нужно
открыть дверь.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Начинаем колдовать,
Двери открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его сперва покрутим,
А потом три раза дунем.
Покачаем - раз, два, три.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются,
Эксперименты начинаются!
 
(Дети проходят, садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, в лаборатории должна быть тишина, здесь работают учёные.
Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужен нос?
(Ответы детей: нос нам нужен, чтобы дышать)
Воспитатель: - Да, вы совершенно правы, нос нам нужен, чтобы дышать.
Давайте в этом убедимся. Зажмите нос и не дышите (воспитатель делает вместе с детьми).
Ох! Я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда? А воздух окружает нас? Мы его можем увидеть? Я сейчас покажу вам, как можно увидеть воздух.
Опыт 1.
Воспитатель берёт целлофановый мешочек, набирает воздух и зажимает его. А теперь повторите вы.
-Воздух имеет запах, цвет?
-Чем мы дышим, что вдыхаем? (Воздух)
Воспитатель: А, теперь рассмотрим, какие у нас органы дыхания и дыхательные пути. Закрыли рты. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? (в нос)
- Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может.
- В носу есть два отверстия. Потрогайте их пальчиками. Они называются ноздрями. Повторите хором название.
Опыт 2.
- Воздух попал в нос и рот, а дальше у него длинный путь. Куда же он идёт? (в дыхательную трубку). Пощупайте на себе. Как она устроена? Погладьте её. На что она похожа? Что напоминает?
- В этой трубке много твёрдых колечек. Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Воспитатель дует в полиэтиленовый мешочек без дна, его стенки слипаются)
- А теперь попробуйте вы (дети выполняют опыт).
- Так что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой? (Мы не могли бы дышать)
- Куда воздух бежит из дыхательной трубки? (в легкие) -Внутри грудной клетки есть особые органы, которые называются лёгкими. Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы можем увидеть или почувствовать, а лёгкие не можем, они находятся внутри.
Мы можем разрабатывать наши дыхательные пути и легкие. Это можно сделать с помощью дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
Опыт 3.
Буратино: - Ребята, а я слышал, что нос называют «печкой», почему? Однажды, я сунул свой любопытный нос в очаг в каморке у Папы Карло, может поэтому?
(Предположения детей: нос греет воздух, согревает воздух)
- Да, ребята, воздух, проходя через нос (носовые ходы), согревается и в наши лёгкие попадает тёплым. Давайте в этом убедимся, проделав небольшой опыт: вдохните носом воздух и выдохните его через рот на ладонь. Что вы чувствуете, какой воздух выходит?
(Ответы детей: я почувствовал тепло, теплый воздух)
А сейчас возьмите из корзинок на столах зеркальце и подышите на него, а затем проведите пальцем. Что вы чувствуете?
(Ответы детей: я почувствовал влагу)
Воспитатель: -Воздух изо рта выходит теплый и влажный, превращается в пар (множество капелек влаги), который мы видим на зеркале. Вот не зря называют нос «печкой». Ребята, а еще нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?
(Предположения детей: от грязи, от пыли)
(Рассматривание плаката со строением носа) см.Приложение 1
Воспитатель: - На картинке в носу есть волоски. Интересно так у всех? Вы сами можете увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало.
На столах лежат зеркала, дети берут их и рассматривают свой нос. (Нос защищает наши легкие от пыли).
- Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. А еще нос охраняет нас от болезнетворных микробов.
- А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом? См.Приложение2
(Ответы детей: потому что, может заболеть горло, ртом дышать тяжело, ртом мы вдыхаем грязный воздух и т.п.)
Воспитатель: - Ребята, предлагаю сделать перерыв, во время которого я вас осмотрю, все ли здоровы?
Попрошу красиво встать
И команды выполнять!
Все дышите, не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимаем,
Превосходно, опускаем.
Наклонитесь, разогнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
И не надо докторов.
Буратино: -А я вспомнил, ещё наш нос нужен чтобы чихать. Я же чихнул, когда попал к вам.
Воспитатель: - Действительно, интересно, а почему мы чихаем через нос?
(Ответы детей: потому что в нем накапливается много микробов; потому что мы простываем; потому что заболели и т.п.)
Воспитатель: - Да, совершенно верно, когда в носу накапливается много микробов, мы начинаем чихать. Что происходит, когда человек чихает?
(Ответы детей: разлетаются микробы в разные стороны, они могут заразить других людей)
Воспитатель: - Я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого нам понадобится обыкновенный пульверизатор, который конечно же есть в -моей лаборатории. Он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать.
(Воспитатель проводит опыт с пульверизатором и силуэтом лица из бумаги телесного цвета)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, микробы разлетаются на большие расстояния и заражают здоровых людей. Как с этим справиться?
(Ответы детей: прикрываться платком)
Воспитатель: - Сейчас проверим, что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. (Повторяют опыт с платком) Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно его использовать. Воспитатель: - Посмотрите внимательно, у меня есть еще какой-нибудь предмет, который помогает от распространения микробов? Может вы видели его у взрослых? (Медицинская маска)
Воспитатель: - Ребята, чтобы нос хорошо дышал, какие правила гигиены и безопасности ухода за носом нужно выполнять? Предлагаю распределить карточки с ответами в две колонки – под красные магниты, карточки с изображением, того, что вредно для носа, а под зеленые магниты, с тем, что полезно.
Ответы детей по мнемокарточкам:
• Промывать нос утром и вечером во время умывания.
• Очищать нос с помощью носового платка.
• Дышать свежим воздухом
• Нельзя ковырять в носу пальцем.
• Нельзя ковырять в носу острыми предметами.
• Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.)
Воспитатель: - Правильно, друзья, если вы будете выполнять все эти правила, ваши носики будут здоровы.
 -А ваши носы здоровы? Давайте проверим. Ведь если нос здоров, он хорошо дышит и хорошо улавливает запахи.
Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху»
Воспитатель: -. А сможете ли вы определить по запаху, что находится в стаканчике? Возьмите стаканчик, сделайте несколько глубоких вдохов подряд и попробуйте отгадать, что находится в вашем стаканчике.
(Ответы детей: «Я почувствовал запах чеснока». «Я почувствовал запах ёлочки» и т.п.) Мята, Воспитатель: - А теперь откроем стаканчики и посмотрим, верно ли вы узнали запах? Как вы думаете, что за вата в некоторых стаканах? Есть какая-нибудь польза от запахов? Может они только для удовольствия? Ученые придумали использовать аромат для здоровья и назвали этот метод ароматерапия. Во флакончиках находятся эфирные масла - это душистые легколетучие вещества, которые содержатся в растениях, но находясь в воздухе в виде паров быстро испаряются. Если вдыхать небольшое количество таких эфирных масел, можно улучшить здоровье.
Воспитатель: - Молодцы друзья! Вижу, что ваши носики здоровы. Вы все справились с заданием.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Мы хорошо поработали сегодня в лаборатории. Буратино, ты убедился, что был не прав, когда хотел остаться без носа? Ребята напомните, что мы показали Буратино? Что вам понравилось на занятии?
Предлагаю попрощаться с Буратино, посоветовать ему сходить к врачу, выяснить отчего он чихал, и подарить ему флакончики с эфирным маслом для здоровья.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»