Проект для детей 2-й младшей группы
Я играю
Селиванова Татьяна Анатольевна,
воспитатель
Содержание воспитатель
1.Описание проекта………………………………………………………3
2.Цели и задачи проекта……………………………………………….....5
3.Этапы реализации проекта………………………………………..……7
4.Взаимодействие с родителями…………………………………………14
5.Результат реализации проекта…….…………………………..…..…...16
Список литературы……………………………………………………….19
Приложения……………………………………………………………….21
1.Описание проекта
Важная задачи развития детей младшего возраста – социально-коммуникативное. Ребенок входит в мир социальных отношений, начинает взаимодействовать со взрослыми сверстником. Младший дошкольник узнает этот мир посредством игр и игрушек.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка.
Анализ исследований Д.В. Менджерицкой, А.П.Усовой, С.Л. Новоселовой, Е.А.Флериной показал, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего возраста. Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки — забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве). Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей младшего мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неумении их использовать в различных ситуациях. В итоге родители вынуждены покупать детям все большее количество игрушек, а дети, поиграв с новой игрушкой один или два дня, теряют к ней интерес.
Малыши еще только открывают для себя мир игрушек. И задача педагогов и взрослых – научить их пользоваться игрушками, играть с ними, придумывать разные игры, способы действий.
Проблема состоит в том, как научить детей играть с игрушками, как научить их взаимодействовать в процессе игры.
2.Цели и задачи проекта
Цель проекта – создание благоприятных условий для социально-коммуникативного развития дошкольников посредством ознакомления с игрушками и обучении играм с ними.
Задачи:
- закрепить знания детей об «игрушках», сформировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначением игрушек;
- побуждать в детях доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом в процессе игр;
- развитие игровых навыков;
- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию социально-коммуникативного опыта у детей;
Вид проекта: групповой.
Работа по детскому проекту осуществлялась по трем направлениям:
- совместная игровая деятельность с детьми.
- развивающая среда;
- взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
- Куклотерапия, разыгрывание сюжетов с куклами «Таня и Саша делят игрушки», «Катя и Света поссорились из-за кубиков», «Маша потеряла свою лопатку»;
- Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Фрагмент с игрушками по сказке «Цветик-семицветик», «Как игрушки убежали от грязули Маши», «Как машинка осталась без одного колеса и горько плакала», чтение стихотворений А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Оторвали мишке лапу» и др., разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям;
- Совместные игры с предметами и игрушками «Почини Робота», «Построй машинкам гараж», «Роботы идут на работу» «Машины строят дом», «Звери строят столовую»;
Формы работы с родителями:
- игры в песочнице «С мамой и другими ребятами», игры на площадке «Давайте поиграем»;
- беседы и консультации о том, какие игрушки покупать ребенку;
- конкурс фотографий «Игровой уголок в нашей семье»;
- конкурс сочинений родителей «Игрушки моего детства»;
- акция «Обмен игрушками»;
- мастер-класс «Игрушка своими руками»;
- мастер-класс «Использование игрушек в новой ситуации»;
- информирование родителей о ходе проекта.
Этапы реализации проекта
- Организационно-подготовительный этап: - Подбор методической и художественной литературы по теме; - Подбор различных видов игрушек; - Написание конспектов, сценарием мастер-классов для родителей;
2. Основной этап:
Дата | Вид деятельности | Работа с родителями | |||
Сентябрь | Куклотерапия «Таня и Саша делят игрушки», «Катя и Света поссорились из-за кубиков», «Маша потеряла свою лопатку»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Фрагмент с игрушками по сказке «Цветик-семицветик», «Как игрушки убежали от грязули Маши», «Как машинка осталась без одного колеса и горько плакала», Чтение стихотворений А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Оторвали мишке лапу» и др., Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Почини Робота», «Построй машинкам гараж», «Роботы идут на работу» «Машины строят дом», «Звери строят столовую» Коммуникативная игра «Я зову тебя играть» Подвижная игра «Передай мишку по кругу» |
Привлечение родителей к участию в проекте Дискуссия в родительском чате «Должен ли ребенок всегда убирать за собой игрушки?» |
|||
Сентябрь | Куклотерапия «Катя и Света поссорились из-за кубиков» Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как игрушки убежали от грязули Маши» Чтение стихотворений А. Барто «Оторвали мишке лапу» и др., Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Построй машинкам гараж», Беседа «Почему Петя назвал Аню жадиной» |
Игры в песочнице «С мамой и другими ребятами», игры на площадке «Давайте поиграем»; Беседы и консультации о том, какие игрушки покупать ребенку; |
|||
Сентябрь | Куклотерапия «Маша потеряла свою лопатку» Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как машинка осталась без одного колеса и горько плакала», Чтение стихотворений А. Барто «Блон» Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Роботы идут на работу» Беседа «Если вы принесли свои игрушки в детский сад, кто с ними может играть?» |
Беседы и консультации о том, какие игрушки покупать ребенку; - конкурс фотографий «Игровой уголок в нашей семье»; Совместные игры на прогулке |
|||
Сентябрь | Куклотерапия «Как куклы посуду делили и чай пролили» Сказкотерапия «Как Петя игрушки никому не давал» Чтение стихотворений А. Барто «Бычок» и др., Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Машины строят дом», Коммуникативная игра «Чьи игрушки в детском саду? (общие)» |
Конкурс фотографий «Игровой уголок в нашей семье» Консультация «Как научить ребенка собирать игрушки?» |
|||
октябрь | Куклотерапия «Как Саша сломал Тане домик» Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Лена просила маму купить новую игрушку, а про старую куклу забыла», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям - Совместные игры с предметами и игрушками «Звери строят столовую» Коммуникативная игра «Давай поиграем вместе» |
Конкурс сочинений родителей «Игрушки моего детства»; - информирование родителей о ходе проекта |
|||
октябрь | Куклотерапия «Таня и Саша учатся играть вместе в железную дорогу»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Миша игрушки научился собирать», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; Совместные игры с предметами и игрушками «Роботы строят ремонтную мастерскую и чинят машинки» Коммуникативная игра «Поделись со мной машинкой» |
Акция «Обмен игрушками» |
|||
октябрь | Куклотерапия «Игрушки старые никому не нужные плачут в шкафу»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Миша научился игрушки чинить», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Больница для игрушек» Подвижная игра «Кто быстрее кубики соберет» |
Буклет «В какие игры играть с ребенком дома» | |||
октябрь | Куклотерапия «Как Саша научился просить игрушки»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Саша сломал свой экскаватор, а потом починил», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Куклы идут в магазин» Коммуникативная игра «Поделись с другом игрушкой» |
Мастер-класс «Игрушка своими руками»; |
|||
Ноябрь | Куклотерапия «Как Ира в магазине игрушки просить купила»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Мама купила Оле и Насте детскую колясочку, а девочки не смогли договориться и сломали ее», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам. - Совместные игры с предметами и игрушками «Машины едут на парад» Коммуникативная игра «Поделись со мной игрушкой» |
Дискуссия в родительском чате «Самые эффективные игрушки» | |||
Ноябрь | Куклотерапия «Как Куклы сами себе платья стирали»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Миша в магазине просил купить ему пистолет», Разыгрывание сюжетов с игрушками. - Совместные игры с предметами и игрушками «Магазин игрушек» Подвижная игра «Найди куколку» |
Мастер-класс «Использование игрушек в новой ситуации»; Беседа «Сортируем игрушки: летние игрушки, зимние игрушки, игрушки для подарков»; |
|||
Ноябрь | Беседа «Я люблю свою игрушку» Куклотерапия «Таня и Саша ссорятся ил-за игрушек»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как у Саши все игрушки сломались», Чтение стихотворений А. Барто «Я люблю свою лошадку», и др., Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Игрушки идут в детский сад» Подвижная игра «Найди красные кубики» |
Буклет «Познавательные игрушки для детей младшего дошкольного возраста» | |||
Ноябрь | Беседа «Мои любимые игры дома» Куклотерапия «Таня и Саша сбирают игрушки»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как игрушки вернулись в детский сад», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Починим дома кран» Подвижная игра «Найди машинки» |
Дискуссия в родительском чате «Нужны ли ребенку роботы?» | |||
Декабрь | Беседа «Где мои игрушки?» Куклотерапия «Как все игрушки убежали от Тани в лес»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Саша и Оля подарили игрушки малышам», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Магазин игрушек» Подвижная игра «Найди вирамидку» |
Дискуссия в родительском чате «Что подарить ребенку на Новый год?» | |||
Декабрь | Беседа «Чтобы ты хотел попросить у Деда Мороза?» Куклотерапия «Как Таня забыла свои игрушки зимой»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Саша и Оля разбили любимую мамину елочную игрушку», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Игрушки наряжаются к новому году» Коммуникативная игра «Я дарю тебе игрушку» Подвижная игра «Найди игрушку» |
Акция «Игрушки на елку» | |||
Декабрь | Беседа «Какие игрушки ты любишь?» Куклотерапия «Как Таня придумала новые игры с игрушками»; Сказкотерапия, рассказывание сказок для развития навыков обращения с игрушками «Как Мороз Оле подарил новую машинку, а она хотела куколку», Разыгрывание сюжетов с игрушками по сказкам и стихотворениям; - Совместные игры с предметами и игрушками «Игрушки встают в хороводу елки» |
Консультация «Наши игры дома». | |||
3. Заключительный: - Итоговое развлечение «Праздник игрушек»; - Презентация проекта «Я играю» для родителей.
4. Взаимодействие с родителями
Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к играм с их детьми. С помощью родителей были изготовлены новые куклы для театра из игрушек, которые родители принесли в группу.
Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:
- консультациях;
- беседах;
- в мастер-классах по изготовлению игр и игрушек;
- тематические выставки, оформление папок – передвижек с консультациями;
- участие в праздниках, развлечениях.
Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы, которые возникали у родителей:
«Как научить ребенка выбирать игрушки в магазине»;
- «Как сказать «нет» ребенку в магазине игрушек»;
- «Что делать, если игрушки дома все надоели?»;
- «Сортируем игрушки: летние игрушки, зимние игрушки, игрушки для подарков»;
- «Как научить ребенка собирать игрушки?»
- «Должен ли ребенок всегда убирать за собой игрушки?»
Были проведены следующие мероприятия:
- совместные игры в песочнице «С мамой и другими ребятами», игры на площадке «Давайте поиграем»;
- беседы и консультации о том, какие игрушки покупать ребенку;
- конкурс фотографий «Игровой уголок в нашей семье»;
- конкурс сочинений родителей «Игрушки моего детства»;
- акция «Обмен игрушками»;
- мастер-класс «Игрушка своими руками»;
- мастер-класс «Использование игрушек в новой ситуации»;
Мастер-классы способствовали сближению и взаимопониманию между родителями.
В ходе реализации проекта родители собрали альбом с фотографиями детей группы: «Мы играем».
5.Результат реализации проекта
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Использование различных сказок, куклотерапии положительно повлияло на детей: они научились бережно обращаться с играшками, убирать их, не ломать. Произошло развитие социально-коммуникативных навыков детей.
В развитии эмоционально-чувственной сферы детей нам помогала сказкотерапия и куклотерапия. На примере реальных ситуаций, которые случались в нашей группе мы разыгрывали сюжеты с куклами, которые не могли поделить игрушки, не могли договориться между собой, портили и ломали игрушки или требовали купить новые. Дети смотрели на наши драматизации и учились поступать правильно. Таким образом, куклотерапия и сказкотерапия свобоствовала формированию игровых навыков у детей.
Совместные игры способствовали развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывали яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогали преодолевать робость в некоторых детей в процессе совместных игр, формировали связную речь.
В ходе реализации проекта дети научились самостоятельно играть с игрушками, а иногда даже придумывать свой сюжет.
Рис. 1. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей 2-й младшей группы
Как показала диагностика социально-коммуникативного развития детей 2-й младшей группы, на начало года были выявлены следующие показатели:
- высокий уровень у 10% воспитанников, показатели социально-коммуникативного развития сформированы;
- средний уровень у 35% воспитанников, показатели социально-коммуникативного развития в стадии формирования;
- низкий уровень у 55% воспитанников, показатели социально-коммуникативного развития не сформированы.
На конец реализации проекта была проведена повторная диагностика социально-коммуникативного развития детей 2-й младшей группы, были выявлены следующие показатели:
- высокий уровень увеличился и составил 45% воспитанников, показатели социально-коммуникативного развития сформированы;
- средний уровень увеличился и составил 55% воспитанников, показатели социально-коммуникативного развития в стадии формирования;
- низкий уровень снизился и составил 5% воспитанников, требуется продолжение работы.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей социально-коммуникативного развития детей.
Игры с игрушками, драматизация реальных ситуаций способствовала развитию не только творческого потенциала, но и речи, эмоциональной сферы детей.
В результате проведенной работы дети научились обращаться с игрушками. Стали чаще проявлять положительные эмоции в отношении друг друга в процессе игр.
Совместные игры детей и родителей способствовал сближению и взаимопониманию между ними, а так же развитию эмоциональной сферы детей.
Игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к нравственным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
- Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010
- Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Колдина Д.Н. Игровые занятая с детьми 1—2 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 112 с.
- Кошманская И.П. Театр в детском саду. - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс». -2005.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
- Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва: Обруч, 2012. – 107 с.
- Мухина В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / В. С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2012. – 187 с.
- Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007.
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва : Российское педагогическое агентство, 2012. – 143 с.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова. – Москва: Школьная пресса. 2000. – 127 с.
- Улащенко Н.Б. «Организация театральной деятельности в младшей группе». Волгоград. Изд-во «Корифей».- 2006.