Конспекты непрерывно-образовательной деятельности по художественно-
эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
с применением игрового массажа
эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
с применением игрового массажа
Где ты, Зимушка-Зима?
Акатьева Елена Владимировна
Цель: Закрепление пройденного материала.Задачи по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать свободное общение с детьми и взрослыми в области музыки;
- развивать игровую деятельность;
- формировать коммуникативные навыки.
«Познавательное развитие»:
- расширять кругозор детей в области о музыки;
- вызывать интерес к музыке.
«Речевое развитие»:
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание;
- преодолевать речевые нарушения у детей путём развития и коррекции двигательной сферы через логоритмические игры.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать творческие способности;
- воспитывать доброе отношение к природе;
- развивать навыки исполнения на шумовых музыкальных инструментах;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к музыкальной деятельности;
- развивать звуковысотный слух и концентрацию внимания.
«Физическое развитие»:
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через игровой массаж.
Оборудование: проектор; экран; фортепиано; ноутбук; картинки (слайды) животных в зимний период (волк, лиса, заяц, медведь); дерево и пеньки для опушки; запись аудиофайла в нарезке; искусственный снежок из ваты или белый мячик; музыкальные шумовые инструменты; белые ленточки на колечках и палочках, портрет П.И.Чайковского.
Музыка: песня Ю.Верижникова, «Новогодний пейзаж»; песня «Сугробы» на русские народные мелодии; П.И.Чайковский, «Зимний лес»; песня «Ау» Железновой; фонограмма песни «Снежная песенка» музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова; П.И.Чайковский, «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом»; песня «Ура! Зима пришла!», музыка Ярослава Сердобольского, слова Олега Сердобольского; музыка для релаксации из цикла «Успокаивающая музыка для детей»; песня «Потолок ледяной», музыка Э. Ханока, слова С. Островой; хорватская рапсодия «Croatian Rhapsody» композитора Tonci Huljic, автор мелодии Максим Морвица, русская народная мелодия «Ах вы, сени».
Действующие лица: ведущий - музыкальный руководитель, дети, воспитатель.
Песня «Ура! Зима пришла!» музыка Ярослава Сердобольского, сл. Олега Сердобольского
Дети входят в зал, музыкальный руководитель выстраивает вокруг себя детей.
Музыкальное приветствие, Ю.Верижникова «Новогодний пейзаж»
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, мои ребята!
Видеть вас всегда я рада!
Осень давно закончилась, и за окном уже давно зима! Давайте сегодня отправимся на прогулку в лес и посмотрим, кто там живет в зимний период? Для начала нужно поприветствовать друг друга.
«Привет, друзья!», игра-приветствие с применением игрового массажа
Исходное положение: дети распределены на пары, располагаются по кругу, сидя на полу, ноги вытянуты.
Всем привет, (вытянуть прямые руки вперед)
А вот и я! (поглаживание себя двумя руками по груди)
Так давайте же, друзья, (постукивание ребрами ладоней по ногам)
Дружно петь (волнообразные движения руками по ногам)
И танцевать, (постукивание кулаками по ногам)
И урок наш начинать. (быстро встать на ноги, повернуться к своей паре)
Ты мой друг (поглаживание по рукам своей пары)
И я твой друг, (поглаживание себя по груди)
Становись скорее в круг. (взяться за руки, качать ими)
Поздоровайся смелей, (пожать правой рукой правую руку своей пары)
Поприветствуй всех гостей. (пожать левой рукой левую руку своей пары)
Руки вверх мы поднимаем, (поднять руки вверх)
Как деревья покачаем, (качать вверху руками)
Опускаемся руки вниз (руки опустить вниз)
Дружно хлопай, не ленись. (хлопать в ладоши)
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! А теперь отправляемся в лес на прогулку? Для этого становитесь друг за другом.
Музыкально-ритмические движения, «Сугроб», «Пойду ль я», русская народная мелодия
Нам сугробы не страшны, (топающий шаг в колонне друг за другом)
Дружно в санях едем мы.
Друг за другом не спеша,
Как зима ты хороша!
Все быстрее нам с тобой (ускорить движение топающим шагом)
По дороге ледяной,
Покатились, покатились
И в сугробе очутились. (присесть на корточки)
Валенки, валенки (выставление ноги на пятку)
Отряхнем мы валенки.
Варежки, варежки (скользящие хлопки в ладоши)
Отряхнем мы варежки.
Шапки, шапки (повороты головой)
Отряхнем мы шапки.
Шубки, шубки (скользящие движения ладонями по груди)
Отряхнем мы шубки.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы с вами в лесу. здесь тихо, сказочно, красиво. И сейчас я предлагаю вам послушать, как великий русский композитор П.И. Чайковский изобразил «Зимнее утро»
Слушание П.И.Чайковский, «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом»
Музыкальный руководитель:
- Молодцы, ребята, очень внимательно все слушали. А как вы представляете себе зимнее утро?
Дети:
- Морозное, холодное, сверкающее. Голубой снег блестит на солнце и скрипит под ногами. А еще бывает, когда метет метель, вьюга воет, поземка по земле стелется.
Музыкальный руководитель:
- Верно, метель метёт. А менялась ли музыка? (ответы детей). Очень похоже на настоящую метель. Иногда музыка звучала жалобно, правда? Ведь всем птичкам и зверькам было очень холодно в такое утро. А кто ответит, как можно понять, что в природе наступает зима? (ответы детей). А какие вы знаете звуки зимы? (хрустит снег, трещит мороз, свистит ветер). Прислушайтесь, ребята. Какая тут тишина… ни одного звука, куда же делись все звуки? Давайте попробуем позвать кого- нибудь?
Игровая ситуация,
Песенное творчество, «Ау!», музыка Железновых
Как обычно в январе
Много снега на дворе…
Пухом лёг он на дома,
Где ж ты, Зимушка-зима?
А(низкий звук) - ууууу (скачок на октаву вверх)
Музыкальный руководитель:
- Не слышит нас зима. Давайте еще раз позовем, громко: «Ауууу».
Дети громко поют: «Ауууууу!»
Слушание, П.И.Чайковский, «Зимний лес»
На экране появляется слайд с падающими снежинками.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, посмотрите, пошел снег! Зима нас наконец-то услышала! Давайте споем ей «Снежную песенку»!
Песня «Снежная песенка» музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова
Песню желательно сопровождать несложными движениями.
1.
К нам на новоселье
Жалует зима.
А за ней веселье
Смех и кутерьма.
Припев:
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети, не унывай.
И двор, и дом,
И всё кругом.
Теплее укрывай.
2.
Нам всего милее
Зимние деньки,
Снежные аллеи
Лыжи и коньки.
Припев:
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети, не унывай.
И двор, и дом,
И всё кругом.
Теплее укрывай.
3.
Белый снег мохнатый
Пляшет за окном
Мы о нём, ребята,
Песенку споём
Припев:
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети, не унывай.
И двор, и дом,
И всё кругом.
Теплее укрывай.
Музыкальный руководитель:
- Но вдруг засвистел ветер (дети берут белые ленточки) и налетела метель! Завьюжило! Покажите, как танцует метель?
Танцевальное творчество, хорватская рапсодия Croatian Rhapsody композитора Tonci Huljic
Музыкальный руководитель:
- Прислушайтесь, ребята, кажется ветер стихает…. Покажите мне, как свистит ветер.
Артикуляционная гимнастика
Слабый ветер: «С-С-С-С-С-С»
Сильный ветер: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».
Ветер стихает: «с-с-с».
Музыкальный руководитель:
- Но, чтобы идти дальше, надо согреться. Как бы нас не замела метель! Давайте погреемся!
Логоритмическая игра «Мороз»
Вот на улице мороз! (руки на пояс)
Ну-ка, все потрите нос! (трут нос)
Ни к чему нам бить баклуши, (грозят указательным пальцем)
Ну-ка, взялись все за уши! (трем уши и щиплем мочки)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали, (стучат ладошками по коленям)
Головою покачали. (качают головой).
Игровая ситуация
Музыкальный руководитель:
- Вот и согрелись! Пойдем дальше по лесной дорожке!
«В лес идем», ритмическая разминка
По тропинке в лес идем, (высокий шаг на месте)
В лес идем, в лес идем.
И кого мы тут найдем, (поднимать и опускать плечи)
Тут найдем, тут найдем?
Музыкальный руководитель:
- Давайте понаблюдаем за лесными жителями. Я буду загадывать вам с помощью музыки загадки про животных, а вы будете отгадывать.
Игра на ДМИ
Музыкальный руководитель играет на фортепиано такую музыку, которую дети могли бы ассоциировать с животным. При отгадывании животного на экране появляется слайд с его изображением.
Музыкальный руководитель:
- На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев…(снегирей)
-Звучанием какого музыкального инструмента можно изобразить птиц?
Часть детей группы берут колокольчики, отзванивают определенный ритм под музыку, вторая часть изображают движениями птиц.
Музыкальный руководитель:
- Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной …(лиса)
Музыкальный руководитель:
- Звучанием какого музыкального инструмента можно изобразить лису?
Мальчики берут бубны, выстукивают определенный ритм под музыку, а другая часть детей – девочки - изображают движениями лису.
Музыкальный руководитель:
- Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – он хмурый.
Любит громко пореветь,
Потому что он …(медведь)
Музыкальный руководитель:
- Звучанием какого музыкального инструмента можно изобразить медведя?
Девочки берут барабаны, выстукивают определенный ритм под музыку, а другая часть детей – мальчики - изображают движениями медведя.
Музыкальный руководитель:
- Страшный, серый зубастый
Он навёл переполох.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек...(волк)
Музыкальный руководитель:
- Звучанием какого музыкального инструмента можно изобразить волка?
Девочки берут ложки и трещотки, выстукивают определенный ритм под музыку, а другая часть детей – мальчики - изображают движениями волка.
Музыкальный руководитель:
- Вот каких зверей мы встретили в нашем зимнем лесу. Знаете, ребята, деревянными ложками можно не только животного изобразить в музыке. Я, например, знаю замечательную игру «Танец с ложками».
Музыкально-ритмическая игра – танец «Веселые ложкари» с использованием игрового массажа исполняется под русскую народную музыку «Ах вы, сени».
Исходное положение: дети стоят в кругу, лицом друг к другу, держат деревянные ложки.
Танцевать веселый пляс (пружинка, руки на поясе)
Будем вместе мы сейчас
Тук да тук, тук да тук, (стучать ложками по правой руке)
Вот такой веселый стук. (стучать ложками по левой руке)
Без улыбки нам нельзя (гладить по подбородку ложками, рисуя улыбку ложками)
Улыбнитесь все, друзья!
Тук да тук, тук да тук, (стук ложками)
Вот такой веселый стук
А теперь мы повернемся (девочки поворачиваются спиной, мальчики стучат ложками по спине девочкам)
И друг к другу прикоснемся.
Тук да тук, тук да тук, (мальчики поворачиваются спиной, девочки стучат ложками по спине мальчикам)
Вот такой веселый стук.
Ножки двигайтесь быстрее («ковырялочка», руки на поясе, дети стоят лицом друг к другу)
И танцуйте веселее.
Тук да тук, тук да тук (стук ложками по ногам или коленкам)
Вот такой веселый стук
Уберем на место ложки (положить ложки в корзинку, которая стоит в центе круга)
И похлопаем в ладошки
Захотим потанцевать – (хлопать в ладоши)
Мы достанем их опять!
Музыкальный руководитель: ребята, не пора ли нам возвращаться в садик?
А пока мы бродили по лесу, дорогу замело. Осталось совсем немного, чтоб дойти до садика, но придется снова пробираться по сугробам.
Коммуникативный танец, песня «Потолок ледяной» музыка Э. Ханка, слова. С. Островой.
Музыкальный руководитель:
- Вот так мы и дошли до садика!
Завершающая часть: закрепление материала, релаксация
Музыкальный руководитель:
- Как хорошо мы сегодня погуляли по зимнему лесу!
Игровая ситуация, игра «Передай снежок»
Исходное положение: дети стоят по кругу. Передавая снежок друг другу, произносить считалку:
Скок-скок-скок-скок,
Ты катись-катись, снежок,
Как в ладошки попадешь –
Слово о зиме возьмешь.
У кого окажется снежок, тот говорит о том, что больше всего понравилось в занятии.
Музыкальный руководитель:
- Молодцы! Вот как вы много знаете о зиме, мне очень интересно было с вами заниматься. До свидания!