Методическая разработка по ранней профориентации дошкольников
«Все профессии важны – все профессии нужны»
«Все профессии важны – все профессии нужны»
Профессия - пожарный
Пешкова Светлана Сергеевна
Средний дошкольный возраст.Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Цель: формирование правильного поведения с огнеопасными предметами через ознакомление с профессией пожарного.
Задачи:
- познакомить с профессией пожарного
- закрепить знания о правилах пожарной безопасности;
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать логическое мышление, инициативу;
- развивать ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать чувство дружбы, сплоченности, создать положительный эмоциональный настрой;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений - С. Маршака - «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков - «Дядя Стёпа», беседы – «Почему огонь полезен и опасен», «Это не игрушки-это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры по пожарной безопасности.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. «Огонь-это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нем мифы и песни».
Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывом ветра, словно огненный Змей Горыныч, из раскрытой пасти которого сыплются горячие искры. Они поджигают все на своем пути, уничтожают леса, жилища людей, скот.
Кто же поможет человеку, животным? Кто спасет лес от огня?
Дети: Пожарные
Воспитатель: Правильно. Это пожарные.
Работа пожарных очень опасна,
Спасает пожарный дома и леса,
Работа пожарных очень отважна,
Команда пожарных везде быть должна.
В бой со стихией пожарный идёт,
Тушит огонь и спасает народ.
Слава пожарным, слава героям!
Самых высоких наград они стОят!
Появляется игрушка «Незнайка». В сумке у него спички, зажигалка, бенгальские огни, хлопушка, вата.
Н: Здравствуйте ребята! Я в гости к вам зашел, хотел позвать погулять и повеселиться. Смотрите, что у меня есть!!! (достает спички). Ух, как весело будет! И громко !!! (достает хлопушку).
В: Ай, ай. Незнайка, а ты разве не знаешь, что все это очень опасно? Это может привести к пожару! Правильно дети?
Д: Да
Н: Нет, я не знал.
В: А вот мы сейчас с ребятами тебе все покажем и расскажем.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие и рассказать Незнайке, почему нельзя играть со спичками и хлопушками! Сегодня мы узнаем, что огонь бывает добрым и злым. Что нужно пожарным, чтобы победить огонь.
Итак, начнем.
Станция «Загадочная»
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
(огонь)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
пожарный
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…
водой
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
спичками
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Станция «Головоломка»
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Детям предлагается набор предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электро-розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз). Из них они должны выбрать используемые при тушении пожаров предметы. А также, являющиеся причиной возникновения пожара. Раскладывают в две стопки. Правильно ответившие, получают фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры:
Дети должны сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Станция «Спасательная»
Эстафета «Сбор пожарной команды»
Воспитатель: Пожарные должны очень быстро уметь одеваться, если вдруг где-то произошёл пожар.
Задача игроков - по очереди добежать до стула с одеждой (каска, накидка), надеть её, произнести: «По команде — готов». Снять одежду, вернуться назад — передать эстафету следующему игроку.
Эстафета «Пожарные едут на помощь»
Воспитатель: Пожарные должны быстро выехать на место бедствия и потушить огонь. Для этого они должны быть ловкими водителями.
Задача игроков - провести «змейкой» игрушечную пожарную машину, не сбив ни одной кегли.
Станция «Викторина»
Игра «Да, Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите ДА иль НЕТ.
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? ДА
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ
Хорошо ли это?
Под столом играет Света,
Зажигает она свечи.
Дайте дети мне ответ хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает,
Дети дайте мне ответ прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова,
Пусть мне дети отвечают
Маму Вова огорчает
Вот свеча, горит огонь
Ты огонь попробуй тронь
Дайте, дети мне ответ
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? НЕТ
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
И дает Огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно?
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Дети, вам понравилось?
Дети: Да
Воспитатель: Незнайка, а тебе?
Незнайка: Конечно понравилось. Я так много интересного узнал. И я обещаю вам ребята, что никогда больше не буду играть со спичками. И все опасные предметы отдам взрослым.
Воспитатель: Я очень рада, что мы помогли тебе избежать опасности. И хочу сейчас предложить обратиться к еще одному нашему другу – Аркадию Паровозову!
На интерактивной доске просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов – нет пожару!»