Музыкально-досуговые занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Образы родной природы, передаваемые
музыкой русского композитора П.И. Чайковского
Марченко Оксана Петровна
Задачи:Познавательная:
Дать детям понять, что родная природа – это наш дом, расширить знания детей о музыке, которая «показывает » природу России, продолжать формировать представление о взаимосвязи человека и природы его родной земли.
Развивающая: развивать кругозор, мышление, связанную речь, музыкальную память.
Коммуникационная: воспитывать бережное и трепетное отношение к родной природе через музыкальные групповые игры, общение друг с другом.
- Ввести ребят в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
- показать многомерность и гармоничность родной окружающей земли; яркость и эмоциональность передачи ее посредством музыки.
СЛАЙД №1,2,3,4
Огромна наша Россия, красива природа в ней. Санкт-Петербург- наш город родной.
Рассказать, показывая слайды о красоте и многообразии природы нашей страны, связать эту природу с родным городом.
1Ребенок:
Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт —
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
Вырасту — поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда — но вернусь я к ним!
2Ребенок
Потому, что Русский я по Духу!
Потому, что Русь — моя Земля!
Потому, что Мать моя — родная,
И меня в России родила!
3Ребенок:
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно -
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём.
И этот город мы зовем
Санкт-Петербург!
Ведущий:
В Санкт-Петербурге, как и во всей России есть четыре времени года. Назовите их - (вместе с детьми говорит) весна, лето, осень, зима.
СЛАЙД №5.
Эти времена года с помощью музыкальных звуков обрисовал композитор П. И. Чайковский, который жил и писал свои прекрасные произведения в нашем родном городе Санкт-Петербурге.
СЛАЙД №6
С его музыкой мы часто встречаемся на музыкальных занятиях. Именно природу нашего родного края, России и нашего родного города мы можем узнать в его произведениях.
Ребята, какое время года мы видим за окном сейчас? (Ответы детей) – Осень.
СЛАЙД №7.
Ведущий:
«Тихо, тихо, сядем рядом -
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит,
И ведёт нас за собой».
Музыка, которую вы сейчас услышите – Октябрь, «Осенняя песня». Она написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским «Унылая пора, очей очарованье», - так писал об этом времени года А. С. Пушкин. Осень особенно он любил. Пушкин посвятил ему много прекрасных стихов. Давайте, слушая эту музыку посмотрим в окошко, посмотрим на природу, которая нас окружает.
Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников –кисти и краски, у поэтов – буквы, складывающиеся в слова, у композитора – звуки, складывающиеся в музыку. Но ими можно прекрасно нарисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.
У композитора есть музыкальная пьеса на каждый месяц, давайте-ка их вспомним.
Дети называют названия месяцев.
Ведущий:
Закончится Осень, и наступит – снежная, блистательная зима.
СЛАЙД №8.
Звучит фрагмент пьесы Январь – «У камелька». Это самая первая пьеса, открывающая альбом П. И. Чайковского и композитор дал ей название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь плавное звучание мелодии и представляешь перед собой огонек, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как это тепло от горячих углей разносится по комнате. Хорошо, уютно, спокойно.
Осенью льет много дождей. Дождь – это вода, необходимая почве. В природе всё предусмотрено.
А зимой вместо дождя выпадает – снег.
Снег не дает земле замерзнуть, покрывает как одеяло, согревает, утепляет деревья, чтобы их корни не мерзли.
Солнце даёт свет всему живому. Зимой оно не так сильно согревает землю. Всё вокруг засыпает. Воздух морозный, свежий. Всё на нашей планете мудро устроено. Мы без воздуха не сможем прожить. Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Подскажите, пожалуйста, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы, насекомые)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем, побудем листиками и деревьями.
Осенняя игра с листочками под музыку Чайковского «Вальс» из детского альбома
Стихотворение с движением
СЛАЙД №9.
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Ведущий. Отшумели метели, зиме конец.
СЛАЙД №10
Люди очень ждут весну и все радуются, празднуют праздник. Какой, отгадайте загадку дети.
Яркая, яркая с кучею подарков,
С нежными блинами, вкусными чаями:
Поспеши, честной народ, (хором с детьми) Масленица к нам идет!
Все собрались — в хоровод, Масленица — к нам идет,
За собой весну — ведет, гонит зиму — от ворот:
Быстрей — зима, для весны — пришла пора:
Тает снег, звенит капель, Забирай свою — метель!
Мы — веселый хоровод, Разойдись — честной народ!
(Масленица)
Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского - Февраль, «Масленица»
Это слушание можно включить в досуговое занятие о Масленице.
«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней - полу сказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».
Ведущий:
Наконец мы дождались долгожданную весну.
СЛАЙД №11.
У Композитора есть следующее произведение из цикла «Времена года» - Апрель –
«Подснежник».
Поутихли февральские вьюги, отпели звонкие первые весенние капели. Всё светлее и теплее греет солнце. Спешит, бежит весна. Прекрасно кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первоцветы. Несут люди домой маленькие синие букетики цветочков. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.
Музыка похожая на вальс.
Дети слушают фрагмент.
Ведущий:
Вот и пришло лето.
СЛАЙД №12.
Прошёл месяц июнь, за ним июль – «Песня косаря».
СЛАЙД №13.
Композитор в пьесе «Июль» очень ярко показывает настроение этой знойной поры времени года. В деревнях наступает время покоса сена. Хозяин, у которого есть корова, лошадь, коза, должен заранее позаботиться, чем он будет кормить своих домашних животных зимой. Она сильная и энергичная. Идут с косами по полю косари. Ярко вспыхивают на солнце металлические лезвия кос. А шаг под песню становится как будто маршевым, четким у всей шеренги косарей.
Все слушают фрагмент пьесы Июль, «Песня косаря».
К концу лета на полях поспел урожай пшеницы, ржи и разных других злаковых. В старые времена убирали урожай руками, машин не было. Сейчас на поле во время уборки работают машины, комбайны.
Слушаем фрагмент пьесы Август - «Жатва».
СЛАЙД №14.
Ведущий.
Музыка «Жатва» звучит нежнее, более женственнее. Хотя косить – всегда считалось делом серьёзным-мужским, а вот жали серпом – женщины. Потому и музыка «Жатва», хотя и очень живая, звучит немного мягче, чем «Песня косаря».
Если хорошо прислушаться, можно услышать металлические удары серпов. Яркая, весёлая мелодия как бы рисует живую картинку: разноцветные платки женщин среди ярко жёлтых колосков спелой ржи, блистающими молниями загораются на солнце и косы и серпы.
Ведущий. И опять наступает осень.
СЛАЙД №15.
Мы сегодня не сможем прослушать все музыкальные пьесы П. И. Чайковского. Но мне хотелось бы показать вам мультфильм, где не только средствами музыки, но и мультипликации передаётся красота и разнообразие природы нашей Русской земли. Смотрим.
Мультфильм «Времена года», лучшая классическая музыка для детей. / Интернет ресурсы.
СЛАЙД №16.
Ведущий. На этом я заканчиваю нашу музыкальную беседу. На занятиях музыкой мы ещё не раз услышим музыку, которая рисует необыкновенную природу России и нашего родного города. Спасибо.
Примечание:
Конспект данного занятия можно поделить на несколько частей и по времени года вставлять в музыкальные занятия в раздел «Слушание».
Презентация прилагается.
Использованная литература:
Интернет-ресурсы,
Яндекс картинки, стихи авторов Тамара Фёдоровна Москаленко,
Харитонова И. А., а также слова народные.