Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
(средняя группа) по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

с использованием игровых технологий, технологии исследовательской деятельности

Воздух и его свойства

 Целигорова Елена Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
 
Цель: Закрепить представления о  воздухе, его свойствах через детское экспериментирование.
Задачи:
  • Продолжать формировать у детей познавательный интерес к воздуху;
  • Развивать у детей  в процессе  экспериментов  умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи  и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми во время проведения опытно – экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: 
  • беседа «Как воздух помогает людям»;
  • опыты  и эксперименты с воздухом «Как поймать воздух?», «Чувствуем воздух», «Слышим воздух»;
  • наблюдение за ветром во время прогулок;
  • проведение подвижных игр «Пузырь», «Ветерок»;
  • чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»;
  • изготовление корабликов, вееров.
Словарная работа: лаборатория,  эксперимент, опыт, внимательность, наблюдательность, «спасательный жилет», мерный стаканчик, мыльная пленка, воздухоискатели. 
Методическое обеспечение: маска Совы, надпись «Научная лаборатория Совы», конверт с письмом, халаты для экспериментов (по количеству детей), стакан – 1 шт., тарелка глубокая – 1 шт., игрушки тонущие (5 шт.,) и нетонущие –(5 шт., )  подносы – 2 шт., контейнеры с водой – 4 шт., апельсины – 10 шт., стаканчики и коктейльные трубочки  (по количеству детей), горох  - 1 ст,  мерные стаканчики, таз с теплой водой, тарелка,  0,5 стакана мыльного раствора, цветок (листок), стеклянная воронка,  коктейльные трубочки (по количеству детей), мыльные пузыри.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, фонограмма muz-color.ru›  Бой часов, patefon.net› песенка «мыльные-пузыри». melodiya_iz_Garri_Pottera_-_._(iPleer.fm) 

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие, «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская. 
Ход непосредственно образовательной деятельности
«Воздух и его свойства» 
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение? Дети: Солнышко!
 Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
(Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова):
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи.
Воспитатель: Ребята, к нам   в группу пришло письмо (показывает конверт). Интересно от кого оно? Давайте прочитаем?
Дети: Да.
Воспитатель: (открывает конверт и  читает) «Дорогие ребята! Очень хочу с вами познакомиться.  Я знаю, что вы  большие Почемучки. Любите проводить опыты с водой, песком, светом. Сегодня я Вас приглашаю в научную лабораторию продолжить  провести  опыты. Надо же,  тут какое-то пятно, наверное, попала вода  и с чем мы будем опыты проводить не понятно? (читает дальше). Лаборатория находится по адресу: детский сад «Светлячок», 2 этаж,  группа «Умка». Жду вас к …. часам. Мудрая Сова».  
Воспитатель: (обращается к детям) Все готовы отправиться в научную лабораторию?
Дети: Да.
 Воспитатель:    До назначенного времени с Мудрой Совой осталось
несколько минут. Я предлагаю скорее отправиться навстречу с Мудрой Совой и узнать, что она нам сегодня покажет.
(Дети с воспитателем  подходят к дверям.  Воспитатель читает  надпись на дверях «Научная лаборатория Совы». Раздается бой часов)
Воспитатель: Стучимся?
Дети: Да.
(Стучатся  и открывают в дверь, воспитатель надевает маску Совы. Звучит мелодия melodiya_iz_Garri_Pottera_-_._(iPleer.fm)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я вас очень ждала, чтобы продолжить с вами  заняться  научными исследованиями.
Ребенок: Уважаемая Сова, непонятно, какими экспериментами мы будем заниматься. Тут на письмо попала вода,  и мы не  знаем, что вы нам покажете.
(протягивает письмо, Сова смотрит).
Сова: Ах, какая получилась неприятность. Но в лаборатории подобное случается. А  какие опыты мы будем проводить, узнаете, отгадав загадку.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
Дети: Воздух.
Воспитатель:  Правильно. Мы с вами уже знаем, что  воздухом мы дышим, воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, его можно найти разными способами. Сегодня мы  продолжим проводить опыты с воздухом.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать
Все загадки разгадать,
 Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
 Наша наблюдательность.
Скорее надевайте  передники и подходите к первому столу.
(дети надевают халаты и подходят к первому столу)
1 опыт «Воздух легче воды»
Воспитатель: Дети, что в стакане?
Дети: Стакан пустой.
Воспитатель: Давайте проверим.
(Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой)
Воспитатель: Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан?  Как вы думаете, что находится в стакане?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А теперь я немного наклоню стакан, чтобы туда попала вода, давайте посмотрим, как будет выходить воздух.
Дети: Воздух выходит из стакана пузырьками.
Воспитатель: Воздух выходит из стакана наверх, потому что  он ЛЕГКИЙ, а его место занимает вода.
Перед вами игрушки и емкость с водой.  Вам, юным экспериментаторам, задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
(Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса)
Воспитатель: Почему одни игрушки утонули, а другие нет?
Дети: В игрушках, которые не утонули, находится  воздух,  в игрушках, которые опустились на дно, воздуха нет.
Воспитатель:  Этим  мы  с вами доказали, что воздух легче воды.  Это  еще одно  из свойств воздуха. Люди используют такой «пойманный » воздух  в надувных матрацах на море, в спасательных нарукавниках во время купания и даже в спасательных кругах.
И вот такой «спасательный жилет» есть, отгадайте,  у какого фрукта?
 
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно  (Апельсин)
Воспитатель: Как вы думаете, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Возьмите апельсины  в руки и скажите, какой из них тяжелее?
(Дети определяют, какой тяжелее)
Воспитатель: Как вы думаете, какой из них утонет?
Дети: (предполагаемые ответы) Утонет апельсин в кожуре.
Воспитатель: Давайте проверим.
(Дети опускают их  в пластмассовые контейнеры, заполненные водой, наблюдают, что апельсин без кожуры  утонул, а  апельсин в кожуре остался на поверхности)
Воспитатель: Почему апельсин в кожуре остался на поверхности? Ведь он был тяжелее?
Дети: (предполагаемые ответы)
Воспитатель: На  неочищенном от кожуры апельсине  есть «спасательный жилет» -  это  кожура, в которой есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.
2 Опыт  «Воздух в человеке». 
Воспитатель:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, внутри человека есть воздух?
Дети: (предполагаемые ответы). Да.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
 Перейдем к следующему столу (дети переходят к следующему столу)
 (На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох  и коктейльные палочки)
 Воспитатель:  Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через нее на ладошку.  Что почувствовала ладошка?
Дети:  Ветерок.
Воспитатель: Давайте попробуем увидеть воздух, которым мы дышим.
Что вы видите в стаканчиках?
Дети: Воду и горошины.
Воспитатель:  Что делают горошины?
Дети: Лежат на дне стаканчика.
Воспитатель: Давайте их  заставим  прыгать. Что нам может помочь?
Дети: (предполагаемые ответы). Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?
Дети: (предполагаемые ответы) Подуть в трубочки.
Воспитатель: Правильно, подуть в трубочки.
Воспитатель: Возьмите трубочки, опустите  их в стакан и начинайте дуть. Что происходит?
Дети: (ответы детей). Появились пузырьки и горошины стали прыгать.
Воспитатель: Пузырьки - это воздух. Мы сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. И увидели его с помощью наших горошин. Значит,  сейчас мы убедились, что  в человек есть воздух! Мы им дышим!  Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Давайте покажем, как вы дышите. Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
(проводится дыхательная гимнастика)
 
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко -  легко подышим.
3 опыт: «Самый большой мыльный пузырь»
Воспитатель:
 Разноцветные шары!
Полетели во дворы!
С чего радость у детей?
Да от мыльных
Дети: Пузырей.
Воспитатель: Посмотрите, как я умею это делать.
(Воспитатель  наливает в тарелку 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком).
Вам понравилось?
Дети: Да.
 Воспитатель: А кто из вас кто знает, что у мыльных пузырей внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель:
 Спросил я у воздуха:
Как ты живешь?
Тебя же не видно,
Нигде не найдешь?
А воздух ответил:
Летаю везде,
И много меня на нашей Земле.
 (Воспитатель  ставит перед  детьми  большую тарелку, коктейльные трубочки, наливает  мыльный раствор.  Каждый из вас  подует в раствор коктейльной   трубочкой.
(Дети выполняют данное действие. Звучит песня «Мыльные пузыри»)
Воспитатель:
На наших глазах в тарелке начал  расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузыри полетели.
Воспитатель: Почему они полетели?
Дети: Внутри них находится воздух.
Воспитатель: А как внутри пузыря оказался воздух?
Дети: Мы его выдохнули.
Воспитатель: Правильно. Мы проводили опыт с горохом и выяснили, что в человеке тоже есть воздух. Внутри  пузырей находится воздух, который мы выдохнули. Кто выдохнул мало воздуха, у того получился маленький пузырь, кто побольше -  получился большой пузырь. Из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось?
Дети: (предполагаемые ответы)
     Воспитатель: Воздух не  помещается в капле и  мыльная  пленка рвется.
А сейчас встанем и проведем физминутку.
«Мы сидели, мы устали,
воздух дружно изучали,
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись,
наклонились, раз и два, чтобы не болела голова»
Ребята, Вы отличные воздухоискатели!  Давайте вспомним, что мы узнали про воздух в результате наших опытов?
(дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии)
 Дети:
  • Воздух легче воды;
  • Воздух есть в человеке;
  • Воздух не любит сидеть взаперти;
  • Внутри мыльных пузырей находится воздух.
Воспитатель: Ребята, ну что, понравилось вам проводить опыты с воздухом в лаборатории?
Дети: Да.
Воспитатель: И мне тоже очень понравилось, как вы проводили опыты, как настоящие научные сотрудники.  И за это,  Мудрая Сова вам дарит настоящие мыльные пузыри. Снимайте передники и до новых встреч  в моей научной лаборатории.  До свидания, ребята.
Дети: До свидания, Мудрая Сов (звучит  melodiya_iz_Garri_Pottera_- (iPleer.fm). Дети выходят из лаборатории).
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»