Вовлечение ребёнка в музыкально-игровое
творчество в рамках ФГОС
Сургутская Евгения Евгеньевна,
музыкальный руководитель МАОУ
Заревская СОШ с УИОП,
г. Домодедово, с. Растуново
музыкальный руководитель МАОУ
Заревская СОШ с УИОП,
г. Домодедово, с. Растуново
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)
Творчество охватывает широчайший спектр человеческой деятельности: наука, культура, музыка, религия, изобретательская деятельность и так далее. Активизация творческого потенциала ребёнка через приобщение к музыкальному искусству включает в себя следующие инструменты: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическую деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческую деятельность.
Для слушания музыки в работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть музыкальные произведения, сопровождаемые словесными указаниями на своё содержание. Слушание музыки направлено на развитие музыкальной восприимчивости и поиск первоначального эмоционального отклика.
Во время пения осваиваются элементарные вокально-интонационные навыки. Слушая и исполняя песни, ребёнок эмоционально откликается на них, учится воспринимать их образы и осмысливать содержание.
Основной задачей музыкально-ритмической деятельности является постепенное введение навыков координации движений и музыки, усиление воображения и слухового восприятия звуковых образов.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством выступления в оркестре. Является важной моментом осознания себя как части коллектива.
Музыкально-дидактические игры являются основной формой музыкального занятия для дошкольников. С самого раннего возраста через игру у ребёнка развивается воображение, ассоциативное мышление, речевая и двигательная активность. Участие в музыкально-дидактических играх помогает концентрации внимания, усиливает заинтересованность дошкольника к музыкальным занятиям.
Творческая деятельность детей дошкольного возраста проявляется в каждом этапе музыкального занятия и может выражаться в импровизации мелодии, в звукоподражании, в придумывании уникального образа каждым из воспитанников, в озвучивании героев и персонажей и тому подобное.
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
Для слушания музыки в работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть музыкальные произведения, сопровождаемые словесными указаниями на своё содержание. Слушание музыки направлено на развитие музыкальной восприимчивости и поиск первоначального эмоционального отклика.
Во время пения осваиваются элементарные вокально-интонационные навыки. Слушая и исполняя песни, ребёнок эмоционально откликается на них, учится воспринимать их образы и осмысливать содержание.
Основной задачей музыкально-ритмической деятельности является постепенное введение навыков координации движений и музыки, усиление воображения и слухового восприятия звуковых образов.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством выступления в оркестре. Является важной моментом осознания себя как части коллектива.
Музыкально-дидактические игры являются основной формой музыкального занятия для дошкольников. С самого раннего возраста через игру у ребёнка развивается воображение, ассоциативное мышление, речевая и двигательная активность. Участие в музыкально-дидактических играх помогает концентрации внимания, усиливает заинтересованность дошкольника к музыкальным занятиям.
Творческая деятельность детей дошкольного возраста проявляется в каждом этапе музыкального занятия и может выражаться в импровизации мелодии, в звукоподражании, в придумывании уникального образа каждым из воспитанников, в озвучивании героев и персонажей и тому подобное.
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
- Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
- Полная внешняя безопасность творчества: осознание ребёнком того, что его творческие начинания не подвергнутся критике и негативной оценке со стороны взрослых
- Полная внутренняя безопасность творчества: формирование у ребёнка чувства раскованности и свободы в силу постоянной поддержки взрослыми его творческих проявлений.
- Активная демонстрация положительного отношения к ребёнку и его творческой деятельности.
- Создание ситуации успеха для ребёнка.
- Отсутствие внешнего принуждения: подталкивания, жёсткого давления в целях изменения вида или результатов деятельности согласно желаниям взрослых.
- Постоянное развитие предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребёнка.
Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических навыков. Музыкальный руководитель должен на практике освоить модель личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Методика организации музыкальной деятельности должна основываться на следующих принципах:
- организация творческой деятельности без навязывания модели поведения и шаблонов: «Делай так, как тебе это нравится»;
- возможность проявления каждым ребёнком своего «Я» во всех этапах и видах обучения: «Каждый может показать то, что хочет».
Самой результативной формой приобщения к музыкальной культуре является вовлечение ребёнка в музыкально-игровое творчество. Данный процесс должен выстраиваться педагогом в определённом порядке. Основные этапы этого процесса:
- Демонстрация.
- Повторение.
- Импровизация.
Первый этап – демонстрация музыкальным руководителем вариантов пластических воплощений музыкального произведения. Педагог показывает детям связь движений тела с звучанием музыки. Важно на данном этапе распознать допустимый уровень сложности демонстрации, так как при завышенных ожиданиях педагога следующий этап может вызвать затруднения у детей.
Второй этап – повторение детьми движений за педагогом. На большинстве занятий с детьми разделение на первый и второй этапы не применяется. Музыкальный руководитель выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. В связи с этим рекомендуется в зависимости от возраста детей повторять одни и те же элементы от 2 до 5 раз до момента повторения движений каждым ребёнком в группе. Педагог должен полностью контролировать и свои движения, и правильность повторения, чтобы ненавязчиво, с помощью игровых приёмов, корректировать действия детей.
Третий этап – импровизация. На данном этапе каждый ребёнок по очереди занимает место педагога и показывает свои движения, а все остальные повторяют за ним. Важно следить за настроением группы, не затягивать показ одного ребёнка, помогать детям придумывать движения при затруднении. Педагог выступает дублирующим ведущим, своим примером призывая группу повторять за ведущим.
Музыкальное искусство оказывает важнейшее воздействие на развитие личности ребёнка с самого раннего возраста, через приобщение к музыкальной культуре в человеке активизируется творческий потенциал, идёт развитие интеллектуального и эмоционального начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Второй этап – повторение детьми движений за педагогом. На большинстве занятий с детьми разделение на первый и второй этапы не применяется. Музыкальный руководитель выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. В связи с этим рекомендуется в зависимости от возраста детей повторять одни и те же элементы от 2 до 5 раз до момента повторения движений каждым ребёнком в группе. Педагог должен полностью контролировать и свои движения, и правильность повторения, чтобы ненавязчиво, с помощью игровых приёмов, корректировать действия детей.
Третий этап – импровизация. На данном этапе каждый ребёнок по очереди занимает место педагога и показывает свои движения, а все остальные повторяют за ним. Важно следить за настроением группы, не затягивать показ одного ребёнка, помогать детям придумывать движения при затруднении. Педагог выступает дублирующим ведущим, своим примером призывая группу повторять за ведущим.
Музыкальное искусство оказывает важнейшее воздействие на развитие личности ребёнка с самого раннего возраста, через приобщение к музыкальной культуре в человеке активизируется творческий потенциал, идёт развитие интеллектуального и эмоционального начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.