Конспект НОД для детей средней группы по развитию познавательных
способностей детей через использование элементов методики ТРИЗ
способностей детей через использование элементов методики ТРИЗ
Путешествие в зимний лес
Калюжная Светлана Ивановна
Цели и задачи:
- продолжать формировать представление о системном подходе к окружающему миру, к его предметам;
- продолжать знакомить с дикими животными (заяц, медведь, белка, еж). Игровые упражнения «Целое - части», «Хорошо - плохо», «Волшебный рисунок»;
- активизация обогащение словаря: детеныши животных - ежата, медвежата, бельчата, зайчата; шубка колючая;
- развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение, тактильные ощущения;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающему (животным).
Предварительная работа: цикл занятий по знакомству с дикими животными, чтение произведений и рассматривание картин, книжных иллюстраций. Подвижные игры на имитацию движений.
Ход занятия.
-Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима)
- Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)
- Интересно, а что же происходит сейчас в лесу? Хотели бы вы отправиться в зимний лес? (да)
Играет спокойная музыка.
- Закройте глазки и представьте себе, что мы оказались в зимнем лесу. Здесь тихо и спокойно, а зима укрыла лес пушистым снегом.
- Теперь откройте глазки.
- Посмотрите кто это? (рисунок с изображением зайца)
«Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый» (зайка)
- Правильно это зайчик.
Игровое упражнение «Целое - части»
- Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый)
- Что это у зайчика? (уши)
- Какие они? (длинные, большие)
- Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать)
- Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи.
- Что это? (лапы)
- Какие они? (сильные, крепкие)
- Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности)
- Я приготовила для вас дощечки с различной поверхностью. Какая из этих дощечек напоминает шубку зайчика? (правильно, дощечка с мехом)
- Значит, какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая)
- Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками)
- Как называют детенышей зайчика? (зайчата)
- Дети, я знаю стихотворение о зайке, вы слушайте и повторяйте за мной движения.
Физкультминутка.
«Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз»
Раздается храп.
- Что это за звуки? (кто-то храпит)
«Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?» (медведь)
- Правильно, медведь (рисунок с изображением спящего медведя)
- А что делает медведь зимой? (спит)
«Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, дети, не шуметь!»
Игровое упражнение «Хорошо – плохо»
- Давайте тихонько заглянем в берлогу.
- Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный)
- Что это у медведя? (туловище)
- Какое оно? (большое)
- Что это? (голова)
- Какая она? (большая, круглая)
- Что это? (лапы)
- Какие лапы? (большие, с когтями)
- Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится)
- Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит)
- Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши. Кто знает, как их называют? (медвежата)
- Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери.
- Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше.
- А у меня для вас загадка есть, отгадайте (рисунок с изображением белочки)
«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»
- Кто это? (белка)
- Чем отличается белка от медведя? (она маленькая, большой пушистый хвост)
- Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)
- Ребята, как вы думаете, что помогает белки так ловко прыгать? (хвост)
- Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.
-Ребята, кто знает, чем питается белочка зимой? (ответы)
- Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: это орешки, сушеные грибы, ягоды.
Любит белочка желуди, которые разгрызает передними зубами. А сейчас она грызет семечки шишки. Давайте не будем ей мешать и пойдем дальше.
«Угрюмый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной.
На зиму засыпает,
Никому не мешает»
-Как вы думаете, кто это? (ежик)
- Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика)
- Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок. Узнать насколько колючая спинка ежа поможет нам дощечка. Аккуратно потрогайте.
Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков. А детенышей ежа зовут ежата.
- Как зовут детенышей ежа? (ежата)
- Что делает маленький зверек зимой? (спит)
- Вот и наш ежик пусть спит дальше.
- Окончилось наше путешествие по зимнему лесу, нам пора возвращаться в детский сад.
Играет спокойная музыка.
- Закройте глазки…
- И вот мы снова вернулись. Откройте глазки.
- Ой, ребята, посмотрите. Кто это? (рисунок волшебного животного)
- Интересно, кто нарисовал это животное. Здесь есть записка: «Животное нарисовал я. Волшебный Человечек»
- Как вы думаете, кого нарисовал Волшебный Человечек? (ответы)
- Что это? (голова)
- На чью голову она похожа? (зайца)
- Почему вы так решили? (длинные уши)
- Что это? (хвост)
- На чей хвост он похож? (на хвост белки)
- Что это? (туловище)
- У кого такое туловище? (у ежа)
- Что это? (лапы)
- У кого такие большие лапы? (у медведя)
- Голова как у зайца, туловище как у ежа, хвост как у белочки, а лапы как у медведя. Как вы думаете, существует ли такое животное на самом деле? (нет)
- Можно ли его встретить в лесу? (нет)
- А где его можно встретить? (в сказке)
- Правильно вы сказали, что такое животное не существует, его можно встретить в сказке. Волшебный Человечек все перепутал. Вечером мы с вами вспомним, каких животных мы встретили в зимнем лесу и попробуем их нарисовать и обязательно отправим их Волшебному Человечку.