Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим миром с применением ИКТ и коммуникативных игр
с окружающим миром с применением ИКТ и коммуникативных игр
Прогулка с насекомыми
Азовская Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ № 64
Невского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: Познание.воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ № 64
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Расширение и обогащение представлений детей о насекомых
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с миром природы, прививать эмоционально-ценностное отношение к объектам природы;
- Формировать интерес к насекомым и бережное отношения к ним; Расширять представления об их среде обитания, жизненных циклах.
- Способствовать развитию познавательной активности детей и формированию начал экологической культуры;
- Развивать связную речь, умение строить диалог, расширять словарный запас.
- Развивать творческое мышление.
- Развивать умения детей выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно.
- Продолжать работу над развитием коммуникативных навыков.
- Тренировать умения искать выход из проблемной ситуации.
Интерактивная доска, ноутбук, игрушка «Солнышко», пластиковые насекомые, улей, бревно, муравейник, листья, камень, дидактичекие карточки «Жизненный цикл», вязаные шмели, счетные палочки, схема «соты», желтые шарики, цветы-чашечки, поднос желтого цвета, парные картинки, набор для создания инсталляции (ткани, камни, нарисованные насекомые, травинки и тд)
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Слайд «Дети в кругу»
ПЕДАГОГ: Здравствуйте ребята. Встаньте в круг. У нас есть ребята, которые еще не знакомы друг с другом, давайте познакомимся
Коммуникативная игра «Знакомство»
Описание: Дети стоят в кругу и по сигналу педагога передают «солнышко» из рук в руки (передай вправо и назови свое имя). Когда «солнышко» возвращается к педагогу , направление игрушки меняется в обратную сторону (передай влево и назови имя соседа).
Цель: Познакомить участников группы. Создать доверительную атмосферу.
ПЕДАГОГ: Теперь мы знаем имена всех ребят.
Вводная часть:
Слайд «лист-письмо»
-Сегодня к нам в группу принесли странное письмо, посмотрим, что в нем.
«Здравствуйте, в лесу шумит Весна, все обитатели леса вышли из спячки, приходите к нам в гости, познакомиться с моими друзьями и поиграть» Лесная Фея.
ПЕДАГОГ:
-Интересно, про каких друзей нам говорит Лесная Фея? (ответы детей)
Слайд «Насекомые» и «мнемотаблица»
ПЕДАГОГ:
-Ребята, кто это? (называют всех и объединяют в группу)
-По каким признакам мы определяем насекомых? (шесть ног, тело состоит из трех частей, крылышки, размножаются яйцами)
Слайд «Фея»
Фея: Приходите познакомиться с насекомыми и поиграть. Вас встретят мои помощники.
Слайд «Тропинка в лес»
ПЕДАГОГ:
-Ой, как интересно! Вы хотите отправиться в путь? (да)
-Тогда, беритесь за руки и будьте внимательны.
Коммуникативная игра «Опасное путешествие»
Описание: Дети идут цепочкой, друг за другом. Направляющий говорит:
-идем по мягкой травке (идем спокойно)
-яма (перешагнуть)
-пень (обойти)
-ветви деревьев (пригнуться)
Цель: Преодоление коммуникативных барьеров. Развитие координации движений.
Основная часть:
Слайд «Поляна» (звуки живой природы)
ПЕДАГОГ:
-Вот мы и пришли, а где же помощники Феи?
Слайд «Загадка»
ПЕДАГОГ: (читает)
Бабочкина дочка,
Вся в мелких ярких точках,
Медленно ползет,
Листики грызет. (гусеница)
ГУСЕНИЦА Здравствуйте! Знаю, что вас пригласила Лесная Фея. Я вам подскажу, где найти моих друзей, если вы расскажете мне, как из яиц получаются взрослые насекомые? Мне очень интересно.
Слайд «Жизненный цикл»
Дидактическая игра «Жизненный цикл»
Описание: Дети собирают схему и по желанию рассказывают о метаморфозе разных насекомых.
Цель: Активизация, расширение, обогащение знаний детей о насекомых. Развитие диалоговой речи.
ГУСЕНИЦА
-Спасибо, мне было интересно. Идите вперед и найдете старое дерево. Насекомые обычно в коре прячутся.
ПЕДАГОГ:
-давайте найдем старое дерево.
(ищут, находят дерево и под корой обнаруживают бабочек, жуков, мух)
Слайл «Жуки, бабочки, мухи»
-Ребята, как называются эти насекомые? (ответы детей)
-сколько жуков, мух, бабочек? Кого больше? Кого меньше?
-Можно трогать насекомых в природе? (нет)
-Какую пользу природе приносят жуки? (Польза жуков в том, что они являются пищей для птиц и насекомоядных животных)
-Бабочки? (помогают пчелам и шмелям опылять растения)
-Мухи? (Польза от мух заключается в способности их личинок разлагать ткани. Личинки являются санитарами природы. Если бы не было этих существ, повсюду бы были гниющие растения, фрукты, овощи.)
-Что интересного вы знаете о божьих коровках? (приносит пользу поедая тлю)
Этих жучков называют коровками, потому что в момент опасности они выделяют ядовитое молочко, которое жутко пахнет и отпугивает недругов.
Всего на нашей планете существует множество видов божьих коровок. Они могут быть разного цвета:
- Красные
- Розовые
- оранжевые
- Желтые
- Белые
- Коричневые
- Черные.
Игра «Найди пару»
Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие
Описание: Пока звучит музыка, дети быстро находят парные картинки с изображением божьих коровок.
ПЕДАГОГ:
- Молодцы! справились ! Пойдемте дальше?
Слайд «Ребус»
ПЕДАГОГ
-Ой, ребята, смотрите. Новое загадка. Что здесь зашифровано?
(Ш+М ЕЛЬ) (появляется изображение шмеля)
ШМЕЛЬ: ЖЖЖЖ Ждраствуйте! Лесная фея прислала меня к вам .
Я помогу вам найти своих родственниц (угадаете их?)
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её… (Пчела)
ШМЕЛЬ: Правильно, мы шмели-родственники пчел.
Мы тоже способны перерабатывать собранный нектар в сладкий мед. Им кормим своих личинок и сами едим. Наш мед так же вкусен и полезен как и пчелиный. Но люди разводят именно пчел, потому что они живут дольше.
-пчелы очень не любят, когда кто-то вмешивается в их жизнь. Чтобы они не сердились, угостим их. Давайте построим соты и наполним их нектаром.
Игра со счетными палочками «соты»
Описание: Дети выкладывают палочки по заданному алгоритму.
цель: Упражнять в составлении фигур на плоскости стола. Анализ и обследование фигуры .
ШМЕЛЬ: Теперь надо наполнить их нектаром. Вам помогут мои братья - шмели.
ПЕДАГОГ:
-смотрите, к нам прилетели шмели и хотят с нами поиграть. (дети надевают шмелей на пальцы)
Слайд «Шмель-собиратель меда»
Коммуникативная игра «Шмели-собиратели нектара»
Описание: Дети-шмели летают по залу, собирая комочки нектара с цветов, разложенных на полу в ладошки и перенося нектар в «соты» (на желтом подносе)
Цель: Развитие умения работать в коллективе. Развитие мелкой моторики, образного мышления.
ШМЕЛЬ: Вы молодцы, отпустите моих братьев и найдите улей диких пчел. Слушайте где жужжание громче.
Слайд «улей» (фонограмма-жужжание)
(Дети и педагог ходят, прислушиваются. Находят улей. Оставляют поднос с «угощением, рассматривают пчел)
Педагог:
- Близко подходить нельзя, опасно. Посмотрим издали.
- Как называется скопление пчел? (рой). Какую пользу приносят пчелы? (ответы)
Слайд «пчелы»
Пчелы делают мед из нектара , воск (выделяется из желез на брюшке), прополис (это пчелиный клей, который пчела добывает из почек растений).
Опыляют растения включая овощные культуры в огороде)
У пчел 5 глаз (три в верхней части головы и два спереди)
Одна пчелиная семья за лето изготавливает 150 кг меда
У пчелы 2 желудка (один она использует для переработки нектара, а второй для переноса нектара в улей)
ПЕДАГОГ: Вам интересно? Идем дальше?
Слайд «Загадка»
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (Муравей)
Слайд «Муравей»
МУРАВЕЙ: Здравствуйте ребята! Вы такие большие, а я такой крохотный, даже обидно! Я помогу вам найти своих сородичей, если поможете мне, почувствовать себя великаном!
Слайд «Насекомые – великаны»
Речевая игра «Насекомые-великаны»
Описание: Дети, по заданному алгоритму, преобразовывают существительные с помощью суффиксов –ИЩЕ.
Цель: Обогащение словарного запаса, путем образования новых слов при помощи суффиксов.
МУРАВЕЙ: Как здорово вы придумали! Теперь не обидно быть маленьким! Идите по тропинке и найдите кучу опавших листьев, рядом будет и наш муравейник.
Слайд «Извилистая тропинка»
Коммуникативная игра «Змейка»
Описание: Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Первый участник идет, увлекая за собой всех участников игры, на ходу описывает разнообразные фигуры:
Цель. Закрепить умение двигаться согласованно.
(дети доходят до муравейника, находят муравьев и божьих коровок под листьями)
ПЕДАГОГ:
-Что вы видите? Сколько здесь муравьев? Как вы думаете, есть здесь еще муравьи? Где они могут быть? Что еще вы знаете о муравьях? (ответы)
Муравьи считаются одними из самых старых насекомых, первые особи были зафиксированы более ста миллионов лет назад; муравьи являются хищниками и питаются личинками или гусеницами . Муравьи строят муравейники или гнезда в земле. У них есть царица, которая приносит потомство. Муравьи очень трудолюбивы, если муравей ничего не делает- его выгоняют. Муравей носит грузы в 10 раз больше его самого.. Общаются друг с другом с помощью специальных сигналов, например, прикасаясь усиками, головой или ногами. Узнают друг друга по запаху.
ПЕДАГОГ:
-Как вы думаете, под камнями могут прятаться насекомые? (да)
-А в сухой траве? (да)
-давайте проверим. (дети аккуратно проверяют и находят многоножек, кузнечиков)
ПЕДАГОГ: Знакомы ли вам эти насекомые: (да) Назовите их.
-Почему многоножка была под камнем? (она любит влагу, а под камнем всегда сыро и прохладно)
ПЕДАГОГ: Зачем кузнечику длинные ноги? кузнечик – одно из немногих насекомых, не умеющих летать. Он отталкивается и «помогает» себе крыльями, чтобы прыгнуть выше и дальше. Нога – это еще и ухо! Ведь именно в передних лапках расположен орган слуха этого насекомого. Кузнечик не ест одну лишь травку, а питается мелкими насекомыми. Кузнечик любит высокую траву, потому что там его труднее найти врагам.
-Давайте почувствуем себя кузнечиками
Подвижная игра для детей «Кузнечики»
Цель: Развивать умение действовать в соответствии с текстом. Снятие напряжения.
Описание: Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения:
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травку кушаем,
Тишину послушаем.
низко, выше , высоко
Прыгай на носках легко.
Заключительная часть:
ПЕДАГОГ: Наше путешествие подошло к концу и пора возвращаться в детский сад.
Долгий путь преодолели
И обратно захотели.
На носочки поднялись
И вперед чуть-чуть прошлись.
Руки ставим мы на пояс
И идем на пятках.
А сейчас веселый поезд довезет ребяток.
А теперь остановились,
Оглянулись, удивились.
Посмотрите как внезапно
Мы вернулись в сад обратно.
Рефлексия:
-узнали ли вы что-то новое для себя?
-если вам понравилось путешествие, похлопайте в ладоши.
-давайте отразим наши впечатления в творчестве. С помощью разных картинок, клея, ножниц создайте картину о мире насекомых.
Создание коллажа «Мир насекомых»