Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Экспериментирование в средней группе

Важная капелька

 Опрятнова Елена Петровна;
Сорокина Татьяна Григорьевна,
воспитатели ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт-Петербурга
 


Проект: долгосрочный
Срок реализации: 1 сентября 2020 – 31 мая 2021
Вид проекта: информационно-творческий, исследовательский
Автор проекта: Опрятнова Е.П., Сорокина Т.Г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Актуальность. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Хочется, чтобы дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.
Проблемные вопросы:
Где в природе встречается вода?
Для чего нужна вода?
Какая бывает вода?
Нужно нам беречь воду?
Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воды.
2. Формировать представления о значении воды в жизни человека; обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.
2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.
3. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
4. Воспитание бережного отношения к воде.
 
 
 
 
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный
Подбор картотеки по экспериментированию с водой
Подбор материала в уголок для родителей
Подбор литературных и музыкальных произведений
2 этап – основной
Вид деятельности - Формы и методы работы
Игровая
Словесные игры «Вода, какая…», «Скажи наоборот»
Пальчиковые игры: «Ладошки», «Рыбки», «Кораблики»
Дидактические игры:
«Купание куклы»
«Ручейки»
«Как воду превратить в лед»
«Вода друг – вода враг»
«Сосчитай рыбок»
С/р игры «Моряки», «Рыбаки», «Угостим куклу чаем», «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
Игровое упражнение «Волны»
Игра малой подвижности «Ручеек»
Двигательная
Подвижные игры: «Водяной»
«Капля раз, капля два»
«Море волнуется раз…»
«Солнышко и дождик»
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение художественной литературы
А. Барто «Девочка чумазая»,
А. Босев «Дождь»,
З. Александрова «Купание»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
В. Бианки «Купание медвежат»
Е. Благинина «Дождик»
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»
Т. А. Шорыгина «Ключевая вода»
С. Маршак «Водопровод»
С. Прокофьев «Про серую тучку»
Потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка»,
«Полно, беленький снежочек», «Теплая водичка»
Коммуникативная
Беседы «Для чего нужна вода?», «Вода нужна всем», «Откуда в наш дом приходит вода»
Беседа по ОБЖ «Поскорее кран закрой – осторожней будь с водой»
Беседа из опыта «Как мама моет полы»
Беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице «Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?»
Изобразительная
Лепка  (Пластилинография) «Рыбка»,
 «За синими морями», «Капельки дождя»
Рисование «Капельки», «Дождик по земле босиком прошёл…», аппликация «Рыбки в аквариуме»,
Музыкальная
Прослушивание песни «Облака - белогривые лошадки…»
Слушание музыки Д. Кабалевский «Грустный дождик»
Конструирование
Конструирование из крупного строительного материала «Мост через реку»
Конструирование из Lego «Кораблик»
Познавательно-исследовательская
Наблюдения за дождем.
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Наблюдения на прогулках «Лед на лужах»
Цикл экспериментов с водой
Опытно - экспериментальная деятельность .
Рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Кто живет в воде?», «Водный транспорт»
Проблемная ситуация «Зачем нужно умываться»
«Вода в жизни растений» - труд в уголке природы
3 этап – итоговый
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой»
Фотовыставка «Мы дружим с водой»
Изготовление книжки-малышки «Сказка о Капельке»
Семейный клуб: Мастер-класс – поделка «Радуга»
 
 

 

Занимательные опыты и эксперименты с водой

1. Вес.  Цвет. Запах.
    Для этого, мы использовали две бутылочки из-под питьевого йогурта: первая – пустая, вторая заполнена водой.
Ребятам предлагается подержать обе бутылочки в руках, и сравнить какая легче, а какая тяжелее.
Вывод: вода имеет вес.
     Из бутылочки воду переливаем в стеклянную банку. Через неё пробуем посмотреть картинки.
Вывод: вода прозрачная.
    «Если опустить в стаканчик  кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
    Выслушать ответы, затем — продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Через такую воду предметы не видны.  
Вывод: чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная, через нее ничего не видно
Также детям предлагается проверить воду на запах.
Вывод: запаха нет
2. Что растворяется в воде.
    Взять два стакана с водой. В первый стакан добавляем 1 ложки соли, и хорошо размешиваем.
Соль растворится в воде.
В другой стакан добавляем 1 ложку сахара и тоже размешиваем.
Сахар также растворится в воде.
Вывод: соль и сахар растворяются в воде.
3. Текучесть воды.
    Показать детям, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала  определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
4. «Куда вода исчезла?»
    Взять два прозрачных стаканчика. В один стаканчик налить воду. Свернуть бумажную салфетку полоской в 1 см., сложить пополам  и опустить в оба стаканчика. Через некоторое время в том стаканчике, где была вода,  воды почти не осталось, она по полоске переместилась в пустой стаканчик. 
Вывод: вода из полного стакана движется вверх через бумажную полоску  в пустой стакан, этот процесс называется законом сообщающихся сосудов.
Оставили на ночь.  В стаканчиках оказалось одинаковое количество воды.
 Вывод: стаканчики стоят на столе на одной поверхности. Вода будет продолжать двигаться, пока каждый из стаканов не наберет равное количество воды.

5.  «Как вернуть к жизни засохший листик от дерева?
Вода – это жизнь! Как вернуть к жизни засохшие листья. Ванна для листьев.
Сухие листья деревьев опустить в воду, оставить на ночь. Утром листья ожили, ими можно даже рисовать.
Вывод: вода проникает в засохший листочек и наполняет его  жизнью.
6. «Тонет – не тонет»
    Для опыта нам понадобиться емкость с водой и мандарины.
Берем два мандарина и бросаем их  в воду, как вы думаете, утонут они или нет? (ответы детей). Давайте проверим. Они не тонут, держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить их  не удастся
Вывод: Значит, мандарины умеют плавать
 Возьмем  мандарин и почистим его. Проверим, утонет ли мандарин без кожуры (ответы детей). Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть?
    Оказывается, что кожура мандарина содержит много пустот с воздухом (как спасательный жилет или надувной круг), поэтому неочищенная мандаринка не тонет.
Вывод: вода тяжелее воздуха
7.Снежные цветы
 Приготовьте для опыта: соломинку, мыльный раствор.
http://gidkova.rossiyanochka-nn.edusite.ru/images/clip_image004.jpg

      Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
    Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
    Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Вывод: при низкой температуре капельки воды превращаются в снежинки.
8.  Делаем «облако»
    Налить в банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Закрыть крышкой.  Завернуть два кубика льда в фольгу и положить на крышку.  Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
      Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Вывод: теплый воздух поднимается наверх, охлаждаясь, образует облака и падает дождем на землю.
9.Проведение опыта с водой и бумагой. «Лотос»
    Познакомить детей со свойствами бумаги, опущенной в воду.
Цветная бумага, ножницы, карандаш, тазик с водой.
Предварительно в группе из цветной бумаги вырезать квадрат. Сложить его по диагонали два раза. Нарисовать на получившемся треугольнике детали цветка. Вырезать по контуру. Развернуть получившийся цветок. Теперь с помощью карандаша (ручки или палочки) закрутить каждый лепесток к серединке цветка. Цветок для опыта готов!
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-630474-1467807103.jpg
Теперь самое интересное! Надо опустить цветок в тазик с водой. И посмотреть, что с ним будет происходить. Буквально на глазах лепестки лилии раскрылись.
Вывод: лепестки цветка в воде раскрылись потому, что бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее.
Советы родителям

  • Меньше учите, больше делитесь.
  • Поощряйте поисковую активность детей.
  • Активизируйте внимание ребенка
  • Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
  • Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
  • Расскажи, и я забуду;покажи, и я запомню;дай попробовать, и я пойму".
  • Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира иопределить собственное место в нем.

 
Результат:
У детей обогатились знания, и расширился опыт экспериментальной деятельности.
Сформировались представления о необходимости заботиться, о своём здоровье;
Дети научились высказывать своё мнение;
Стали бережнее относиться к воде (контролируют, чтобы кран с водой был закрыт, вода не капала).
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»