Эстетическое воспитание детей с помощью
изучения произведений изобразительного искусства
Моренкова Наталья Николаевна
Аннотация. Данная статья подробно раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы педагога с детьми, методические приемы, применяемые на ознакомительных занятиях и в процессе творческой работы с детьми. Даются конкретные методические советы воспитателю по отбору изобразительного материала, музыкального сопровождения, методы обучения детей композиционным приемам, началам колористики.Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное восприятие, колористика, жанр изобразительного искусства, годовой план.
Изобразительное искусство – неисчерпаемый арсенал средств для эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Дети 4-6 лет вполне способны воспринять понятие жанра в изобразительном искусстве:
- пейзаж повествует о красоте родной природы и о том, какой ее видит художник;
- портрет знакомит с характером, душевным состоянием героя и отношением к нему автора;
- натюрморт показывает хорошо знакомые предметы в неожиданном ракурсе, композиции и колорите – глазами художника.
- формированию эмоциональной культуры дошкольников;
- приобретению знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- расширению кругозора в области отечественного и мирового искусства;
- пробуждению интереса к художественному творчеству и самовыражению;
- знакомству с музеями.
Годовой перспективный план предусматривает различные формы работы:
- знакомство с выставками;
- ознакомительные уроки по изобразительному искусству;
- занятия по отдельным видам изобразительного творчества: лепке, рисованию.
Во время ознакомительных занятий по искусству воспитатель применяет методические приемы, развивающие у детей художественное восприятие:
1. Беседа по картине. Включает несколько групп вопросов, побуждающих детей к размышлению о картине, ее сюжете, эмоциональному отклику на нее. Примеры вопросов:
- О чем это произведение?
- Что вы видите на картине?
- Какое название подходит этой картине?
- Нравится ли вам картина?
2.Следующая группа вопросов касается дифференцирования детьми выразительных средств, использованных художником. Педагог с помощью наводящих вопросов формирует у детей начальные познания в области композиции, колористики. Примеры вопросов:
- Какое время суток изобразил художник?
- Пасмурный или солнечный день изобразил художник?
- Какие предметы находятся ближе, а какие дальше?
3. Беседа о художнике. Педагог рассказывает о времени, в которое жил и творил художник, его биографию, демонстрирует репродукции произведений, написанных им в течение жизни.
Предварительно можно рассказать о профессии художника, о том, что для работы художнику необходима мастерская, мольберты, краски, кисти и т.п.
1. Рассказ о картине. Для более полного эстетического восприятия картины детьми педагог сопровождает свой рассказ чтением стихов, использует музыкальное сопровождение.
2. Размышление-фантазирование: педагог побуждает детей порассуждать о событиях, предшествовавших и последующих изображенному на картине событию.
3. Размышление о картине с закрытыми глазами. Прием применяется при работе с детьми, у которых уже сформирован навык зрительного восприятия картины, для развития у них образной памяти.
5. Прием вхождения в картину. Предполагает предварительное ознакомление детей с картиной в течение 1-2 уроков. Педагог предлагает детям поразмышлять о персонажах, изображенных художником, представить себя на их месте, описать свои чувства и переживания. В конце занятия дети могут изобразить себя и своих сверстников в роли персонажей картины.
Если при показе картины используется музыкальное сопровождение, оно должно соответствовать настроению картины, способствовать лучшему усвоению художественного образа.
На практических занятиях по художественному творчеству, прежде чем обучать детей композиционным приемам, педагог должен показать, как изобразить тот или иной предмет, чтобы дети приобрели необходимые изобразительные навыки. Затем педагог показывает детям, как лучше расположить предметы на листе бумаги, чтобы верно передать композицию предметов в пространстве (например, натюрморт).
На занятиях по искусству в детском саду применяются и игровые методы обучения: игра-путешествие, настольные игры с заданиями по изобразительным видам искусства, игра «Угадай картину» (ребенок описывает знакомое произведение искусства, остальные отгадывают, о чем речь).
Изобразительный материал выбирается педагогом с учетом его доступности для детей дошкольного возраста. Картина должна быть:
- написана в стиле реализма;
- проста по сюжету;
- выразительные средства не должны быть сложными для детского восприятия.
Программа каждого занятия включает:
- содержание урока (цели и задачи, которые решает педагог в ходе занятия);
- художественный материал (репродукции, муз. произведения);
- материалы для художественного творчества детей;
- описание хода урока;
- список вопросов для детей;
- примеры заданий для выполнения детьми;
- методические рекомендации педагогу по работе с детьми.