Сухое плавание как вид подготовки
дошкольников к занятиям в воде
Якушев Дмитрий Александрович
Упражнения, которые пловцы делают на суше, обычно называют "сухим плаванием". Но, если со словом "сухое" понятно, то почему "плавание"? Дело в том, что для плавания характерна совокупность особенностей деятельности опорно-двигательного аппарата, с которой спортсмены, занимающиеся сухопутными видами спорта, не сталкиваются. Могут быть выделены несколько этапов обучения.
Первый этап: начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами.
Второй этап: связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.
Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно – воспитательный эффект. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнения. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче.
Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих.
В своей работе я использую упражнения по обучению плавания детей дошкольного возраста на суше (сухое плавание) с элементами дыхательной гимнастики. Применение упражнений способствует формированию специфического двигательного опыта дошкольников (обучение навыку плавания); укреплению здоровья и закаливанию организма детей; обеспечивает создание условий эмоционального благополучия воспитанников. Эти упражнения полезны сами по себе и физически развивают ничуть не хуже, чем занятия с гантелями, эспандерами и гирями. Применение упражнений позволят поддерживать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, разбираться в собственных ощущениях и впечатлениях.
Приведу несколько примеров упражнений на суше, образно-игровой формы:
Упражнение «Морские фигуры»
Цель: развитие силы мышц.
Морская звезда — лечь на живот, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь.
Морской конек – сесть на пятки, руки за голову.
Краб – передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь.
Дельфин – лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в замок.
Цель: развитие гибкости
Улитка – упор лежа на спине, касание ногами пола за головой.
Морской лев – упор сидя между пятками, колени врозь.
Медуза – сед, ноги врозь, с наклоном вперед до касания руками стопы.
Уж – сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс.
Морской червяк – упор стоя, согнувшись.
Подвижная игра: Море волнуется.
Цель: развитие воображения и двигательной памяти.
Образно-игровая форма упражнений в стихах и загадках.
Упр. «Две лягушки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания, гибкости.
Дети прыгают, как лягушки, с выносов прямых рук вперед-вверх.
Видим, скачут по опушки
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Упр. «Цапля»
Цель: формирование и коррекция осанки, развитие внимания.
Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями.
У меня ходули – На одной ноге стоит,
Не страшно болото. В воду пристально глядит.
Лягушат найду ли? Тычет клювом наугад —
Вот моя забота. Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Упр. «Морская звезда»
Цель: развитие силы мышц.
С неба звездочка упала,
В море синее попала,
И теперь морской звездой
Поселилась под водой.
Упр. «Медуза»
Цель: развитие гибкости.
Сесть – с наклоном вперед до касания руками стопы, ноги врозь.
Динамическое упр. «Медуза»
Цель: профилактика сколиоза.
И.П. – лежа на животе, раздвинув в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову держать на 4 счета. Затем медленно опустить на пол и немного расслабиться.
Игровое упр. «Морж»
Цель: укрепление осанки.
Дети, подражая моржам, ползут друг за другом, подтягиваются на руках.
Вы узнаете моржа –
Бивни, словно два моржа!
Но моржи и для красы
Носят бивни – как усы!
Морж все время закаляется –
В ледяной воде купается.
Упр: «Ёж»
Цель: освоение техники задержки дыхания.
Сгруппироваться, перекаты вперёд – назад.
Парные упражнения для разминки при обучении плаванию
В старшем дошкольном возрасте при обучении плаванию значительное место отводится парным упражнениям, выполняемым во время разминки для разогрева основных мышечных групп. Применение парных упражнений позволяет поддержать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать своего партнёра, подстраивать свои действия под действия товарища, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью. В парной тренировке в работу активно включается вестибулярный аппарат: выполнение многих упражнений требует от детей способности удерживать равновесие, а значит, будет развиваться координация.
Упр. «Калач»
ИП – стоя спиной друг к другу, руки переплести и поставить на пояс.
1 – синхронный поворот головы вправо;
2 – ИП;
3 – то же влево;
4 – ИП.
Упр. «Каноэ»
ИП – сидя на корточках, руки в стороны, слегка наклониться вперёд.
1 – выпрямить спину, макушкой тянуться к потолку, руки параллельно полу.
2 – ИП.