Развитие познавательных процессов внимания и памяти
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Соловко Ирина Николаевна
Наблюдения показали. Что дети 6-7 летнего возраста без нарушений в развитии речи обладают определенной готовностью к обучению в школе. Они могут быстро освоить буквенную азбуку ,соотнести буквы со звуками речи, легко усвоить слияние звуков.Ребенок у которого хорошо развит фонематический слух, легко удерживает слоговую структуру слова, так как он слышит ударность и безударность гласных, у него легче происходит автоматизация звуков, быстрее формируются лексико-грамматические обобщения.
Речь такого ребенка готова к началу школьного обучения. Напротив , если фонематический слух к 7 годам не сформирован, ребенка ждут большие трудности в овладении грамотой , а потом и в усвоении школьной программы русского языка.
Эффективная и стойкая коррекция дефектов звукопроизношения, слоговой структуры слов, может быть возможна только при формировании фонематического восприятия.
Письменная речь формируется на основе устной, и дети с тяжелым нарушениями речи, характеризующиеся недостаточной сформированностью фонематических процессов, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н.И.Жинкин (1958г.), П.Х.Швачкин (1963г.), Л.Е.Журова (1963г.), Д.Б.Эльконин (1963г). Особую значимость приобретает данная программа в логопедии.
Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,
Слуховая память наиболее значима для развития речи. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной).
Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти логопед использует в процессе коррекции, в одном случае как основу речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.
Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.
Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:
1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2) игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;
3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.
В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой, речь сама становится средством направления внимания и контроля.
У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.
Для развития познавательных процессов можно использовать следующие игры и упражнения: «Лото», «Домино», « Найди отличия », » Найди предмет не похожий на другие», «Что изменилось ? », «Лабиринт», »Исправь ошибки».
«Найди два одинаковых предмета» :предлагается карточка с изображением 5 и более предметов, из которых 2 предмета одинаковые; требуется объяснить свой выбор.
«Послушай и запомни»: подбери 5 пар связанных друг с другом по смыслу слов (например, туча-дождь, ночь-луна, постель-сон, солнце – день, лампа-свет);предложите ребенку послушать их 2 раза, затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша вспомнить второе слово. Можно усложнить задачу увеличить количество слов.
«Посмотри и запомни»: на столе поставьте несколько предметов и игрушек .После 10 секунд их осмотра , попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе; добавьте или уберите какой-нибудь из предметов. Поверните ребенка и попросите его восстановить первоначальную картину на столе.
«Нарисуй узор» : попросить ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
«Выкладывание узора из мозаики или из палочек»: ребенку предлагают выложить из мозаики или из палочек по образцу букву, цифру, узор, силуэт.
«Назови предмет»: ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на руга)изображениями предметов ,которые необходимо назвать.
«Дорисуй» :ребенку предлагается назвать , что отсутствует в изображении предметов и назвать их(например , дом без окон, машина без колес)
«Зачеркни»: ребенку предлагается таблица ,где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть все круги или цветы.
«Запомни и воспроизведи»: вариант 1-ребенку называют цифры и просят воспроизвести (количество чисел постепенно возрастает); вариант 2- ребенку называют слова и просят повторить (4-10 слов); вариант 3- ребенку называют числа ,слова в произвольном порядке , просят повторить в обратном порядке.
«Запрещенное движение» : ведущий называет движение , которое нельзя повторять . Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение выбывает из игры.
Все эти и другие игры помогают в полном объеме развивать память внимание и речь ,у детей с нарушением фонетико-фонематическим недоразвитием речи.