Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическая концепция отдела предшкольного образования

Потапова Марина Игоревна
             ... «Посмотри, какое сегодня яркое солнышко», - сказала мама ребёнку. - «Сделай ладошку домиком, как я, и прикрой ею глазки». Малыш мигом скопировал мамины движения, посмотрел вверх и через мгновенье спросил: «А до солнышка можно долететь на космическом корабле?»
       Эти ладошки не дают покоя никому. Вот они научились держать ложку и уже барабанят ею по столу. А вот они увидели котёнка и захотели непременно его погладить. Ну, а если на лугу перед ними очутился одуванчик, то не дотронуться до его шапочки было бы просто неправильно, не по-ладошкиному. Узнавать мир наощупь, импульсивно, под влиянием мгновения или настроения – это назначение детства. И очень хорошо, когда это познавательный процесс происходит в сопровождении взрослого, который сам подаст свою ладонь и скажет: «Пойдём, я расскажу тебе….» 
        Так сложилось, что в нашем городе есть много мест, где эти ладошки ждут… Например, в отделе предшкольного образования ГБНОУ  «СПБ ГДТЮ».
Отдел работает уже более 25 лет, первоначально как «Школа раннего развития», а с 2007 года под настоящим названием.
Волшебная сила педагогического эксперимента привела авторский коллектив к созданию концепции образования, накоплению огромного методического материала, отлилась в форму совместной деятельности педагогов и родителей с новыми  правилами: для нас слова «Дети», «Детство» и «Дошкольная педагогика»  всегда пишутся с большой буквы. 
Выписка из материалов педагогического совета Отдела:
…Каким может быть Дом, куда будут приходить дошкольники? Как его устроить, украсить, какой завести ритм жизни, какие традиции поддерживать, какими ценностями дорожить? 
Еще совсем недавно период детства отождествлялся только с этапом подготовки ребенка к будущей жизни. Отсюда шла некая жесткость воспитания, сильный акцент на развитие коллективистских качеств и игнорирование и даже подавление индивидуальных особенностей ребенка, якобы мешающих ему в дальнейшей социализации. Эти стереотипы общественного сознания подменяли подлинное понимание детства, как самоценного периода «проживания», превращали его в заурядную стартовую площадку для отработки нужных обществу «взрослых» навыков.
Функция взрослого сводилась к обучению и воспитанию, а ребенка – к обучению и послушанию. При этом три кита педагогики  «охрана здоровья, воспитание, обучение» плавали не в свободном океане личных чувств,  эмоций и творчества, а по тесным и прямым каналам учебных планов, одетым в гранитные набережные циркуляров и предписаний.
Насущная человеческая потребность детей и взрослых в развитии своих неутилитарных взаимоотношений приносилась в жертву учебно-воспитательному процессу.  Это, несомненно, отражалось на состоянии физического и психического благополучия ребенка, которому не была  обеспечена преемственность между сладким младенчеством и  «сухим» дошкольно-школьным периодом его жизни. Отсюда шли стрессы, нежелание детей посещать дошкольные учреждения, конфликты в школе.
Каждый ребенок имеет право на счастье и  обязанность взрослых дать ему счастливую возможность расти, учиться и развивать те качества и в тех условиях, которые уже никогда не повторятся, так как детство не вернуть и «недобранное» в детстве не наверстать.
Дошкольный период – это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих ребенка человеком. Особенностью этого периода, в отличие от последующих этапов развития, является именно общее развитие личности -  фундамент для приобретения любых специальных знаний.
Осознание самоценности и значимости Детства, как возрастного периода формирования личности, а также понимание закономерностей развития детей младшего дошкольного, среднего дошкольного и предшкольного возраста послужили толчком к разработке в отделе специальной образовательной программы «Раскрытие природных возможностей ребёнка». Этой программой педагоги стремятся помочь детям совершить открытие мира – причём не в одной, а сразу в нескольких областях, направить их неуёмную любознательность в науку или литературу, искусство или спорт.
Основная идея концепции возникла из убеждения, что именно в дошкольном возрасте легче всего выявить и развить одаренность ребенка, так как в структуре личности важное место занимают индивидуальные особенности – задатки и способности. Их своевременное обнаружение и формирование во многом определяет успешность человека в обучении и будущей профессиональной деятельности. Дворец – это «малая Родина» многих петербуржцев, и особая аура его воспитанников видна и на улицах города, и на просторах страны, и в бесконечности космоса. 
…Отдел – это своеобразный дом встреч. Встречаются ребёнок и взрослый, Виктория Владимировна и Катерина, Галина Тихоновна и Андрей, Татьяна Анатольевна и Леночка. Встречаются в первый раз,   … встречаются третий год подряд. Разноцветный калейдоскоп занятий ежедневно вовлекает в процесс дружеского взаимодействия 900 детей и 40 педагогов. Занятия бывают утренние и вечерние,  групповые и индивидуальные, в будние дни и в выходные, для ребят, посещающих детский сад, и для более пятисот «домашних» детей. Малыши трехлетнего возраста знакомятся и адаптируются  к условиям и системе занятий, играя, делают первые шаги по стране знаний, впервые сочетая музыку и движение, узнают  прелесть общения в совместной игре.  Четырехлетки, оставив за дверью старших, уже самостоятельно и смело перешагивают пороги новых кабинетов, протягивают руку новым педагогам и  погружаются в сказочные формы новых занятий по развитию речи, в тайны детской литературы и хитросплетения иностранного языка.
 Параллельно с развитием и взрослением ребенка программа становится всё богаче и содержательнее. К уже знакомым развивающим играм, математике, развитию речи, музыке и танцам, в программу занятий включаются предметы, пробуждающие фантазию и креативные способности. Новые знания толкают ребенка к новым бесчисленным «Почему?», появление которых подтверждает, что  ребенок рождается исследователем и экспериментатором. Становясь старше, «ставя опыты» над окружающим миром и взрослыми, ребенок находит ответы на интересующие его вопросы. При этом задача педагогов и родителей - не спешить с подсказками, а развивать пытливость и любознательность ребенка, торить дорогу в его поисках «первых истин».
В результате взаимодействия педагога и детей возникает некий педагогический проект решения вопросов или проблем, интересующих ребенка. Полноправными участниками такого проекта становятся взрослый и ребенок. Информационной базой – весь багаж знаний, накопленный педагогами и учебным заведением. А сутью подобной проектной деятельности – организация для дошкольников исследовательского процесса познания нового, который, образно говоря,  отодвигает в сторону «тарелочку с голубой каемочкой», предлагая  ребенку под руководством наставника самому сесть за «гончарный круг» созидания.
Это происходит на занятиях «Азбука природы», «Я и мои друзья», «Читайка», «Шахматы для малышей».  
Постепенно ребенок начинает выходить за «границы» отдела – во Дворец. 
Дворец – это красочное мозаичное полотно разнообразных кружков и секций, клубов и  студий, бережно собранное поколениями педагогов. Сохраняя их традиции, мы стараемся раскрыть перед своими детьми масштабность этого «полотна» и, одновременно, показать каждую его «мозаинку», чтобы помочь ребенку перейти с «дошкольной» на следующую ступень образования во Дворце.
Дворец – это заповедник культуры и истории, только теперь у подъезда, где раньше  останавливались кареты, рисуют мелком классики, а на бархатной ампирной скамейке, вместо дам в пышных бальных юбках, сидят девчонки и мальчишки в джинсах.
Дворец - это целый микрогород, со своими проспектами, улицами, парками, «звездным небом»,  «пристанями и кораблями»,  домами и концертными залами, библиотеками и комнатами сказок… Освоившись во Дворце, наши шестилетки уже  непринужденно    пересекают реку Невского проспекта. Занятия  по «Истории города», словно компас, позволяют ориентироваться  в историческом центре  и не теряться в густом культурном пространстве  Петербурга.
Но возраст наших воспитанников не ограничивается шестью-семью годами. Можно сказать, что мы воспитываем и тридцатилетних родителей, и семидесятилетних бабушек-дедушек. Они – наши ученики, которым мы раздаем памятки и рекомендации, для которых мы пишем объявления и ведем мастер-классы. Коллективные мероприятия взрослых и детей,  направленные на приобретение культурного опыта поведения, на развитие навыка интеллектуального времяпровождения, знакомство с новыми «небытовыми» терминами и выражениями,  воплощаются в новых формах организационно-массовой работы. Абонемент в Эрмитаж и музыкальный абонемент,  посещение Детского исторического музея – это дальнейшее путешествие вглубь истории, в быт и обычаи людей разных времен, а клуб «Самостоятельных детей» - это первый шаг в мир взрослых отношений… 
Родители – это наши главные социальные партнеры. Они – зеркало, в которых отражается наша успешность и успеваемость как педагогов.
Из анкеты для родителей: «Как повлияли  занятия ребенка на становлении его личности?»
Стал более ответственным
Стал любознательным, задает больше вопросов
Более самостоятельный, уже не держит меня все время за руку.
Помогает по дому. Раньше такого не было.
Попросила завести дома птичку. Ведет «дневник наблюдений».
Закупили четыре килограмма сушек для измерения квартиры.
Не дает смотреть телевизор. Все время ставит видеодиск «Английский для малышей».
Как только к нам приходят гости, Сева устраивает театральное представление.
 
В нашем отделе обучение детей ведется на практической, игровой и творческой основе. Методами проектов (по выбору педагога и в зависимости от стиля обучения и предмета познания)   являются конструирование, моделирование, эксперимент, головоломки, фантазирование, музыкальная и театральная импровизации, психологические практикумы, турниры и выставки.
 
Комплексная программа включает разделы, направленные на развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков познавательной деятельности, коммуникативной деятельности детей. Целостность и гармоничность направлений комплексной программы дополняется рядом факультативных программ, которые имеют более четкую направленность на развитие определенных способностей и задатков. Создание особой предметно-развивающей и образовательной  среды способствует раскрытию творческого потенциала детей. Активному развитию творчества помогает включение ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.
В  отделе ребёнку предоставляется большой выбор. Учитывая все характеристики детского возраста – чувствительность, независимость, упрямство, ранимость, изобретательность, - педагоги рассматривают деятельность как поэтапный процесс, построенный на основе преемственности в развитии, пытаются строить работу так, чтобы ребёнок каждый свой день начинал с вопроса, а вечером, у себя дома, засыпал с вопросом на устах.
 
…«Сорока-ворона кашу варила…». Это произведение легкого жанра, именуемого в детской литературе «потешкой», используется на занятиях по образовательной программе «Развивающие игры». Оказывается,  правильно «сваренная на ладошке каша» способствует развитию мыслительных операций, воображения, наблюдательности, а также мелкой моторики. Ну а как же не согласиться, что в любом детстве с этого произведения начинался путь ознакомления с большой литературой.
            
…Зачарованные звуками рояля, дети избирают маршрут в «Озорные клавиши» (фортепиано для дошкольников) и познают не только удобство аппликатурного мышления, законы правильной расстановки пальчиков, но и блаженство душевного исполнения на legato пьесы для любимых игрушек. Насколько важно за особо чистой интонацией,  быстрым восприятием ритмического рисунка, пластичностью игрового аппарата ребёнка, хорошей приспособленностью к инструменту вовремя увидеть в нём одарённого музыканта-исполнителя, завоевать его доверие. Это зависит от таланта педагога.  
          …Лепка с помощью наращивания «колбасок», сотворение необычной формы предмета, превращение мягкой глины в твёрдое состояние, а главное, создание подарка для мамы «своими руками».… От случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к рукотворному  воплощению собственных замыслов.  На занятиях «Керамики» педагог, прибегнув к практическому приёму, скажет: «Давай я тебе покажу, как надо», и ладошка ребенка заскользит по ладони взрослого…
           
…«Измеряем мир ладошками»: в мастерской педагога, работающего по этой образовательной программе,  любое обыденное явление жизни превращается в необыкновенное и возвышается до статуса оригинального. Оказывается, румяную ванильную сушку можно не только погрызть, наслаждаясь ее хрустом. Сушками можно измерить высоту стола или длину красивой ленточки. Выполняя увлекательные задания на логическое, геометрическое и пространственное мышление, ребенок совершает путешествие в математику, которая, - кто знает, - может со временем стать делом его жизни.
 
…Во время экскурсии в Юношеский клуб космонавтики им. Г.С.Титова руководитель клуба пыталась зажечь увлекательной идеей покорения космоса мальчишек и девчонок. Ирина Александровна показывала спускаемый аппарат, объясняла правила  самолетовождения, рассказывала о полетах к звездам и… про тренировки «дзюдо», которые является необходимым дополнением к занятиям юных космонавтов,  она вдруг увидел навернувшиеся на глаза юного слушателя слезы. «Петя, что с тобой?», - спросила она. «А у нас есть АЙКИДО!» - выкрикнул юный «патриот» отдела предшкольного образования и победоносно оглядел собравшихся…
             
Не так давно в подарок дети получили новую программу, по которой учатся жить особой жизнью, когда непоседливость и нетерпеливость сменяются невероятной собранностью и дисциплинированностью, -  «Общая физическая подготовка с элементами айкидо».  Укрепление  физического здоровья ребенка и развитие коммуникативных навыков путем  изучения боевых искусств – за чередой сухих слов скрывается таинственный мир  нового языка самовыражения, который может заменить и грубое слово, и резкое движение на дружескую игру и мирное проявление силы. 
 
Характерными для отдела предшкольного образования являются доверие, уникальный опыт взаимодействия с родителями, стиль современных культурных взаимоотношений. Такая обстановка способствует гармоничному равновесию между запросами родителей и возможностями отдела, помогает быстро и спокойно разрешать возможные противоречия. Педагогический опыт помогает определить будущую профессиональную ориентацию ребенка. Однако зерна познания взойдут только на подготовленной почве, и именно этой подготовкой и занимаются в отделе предшкольного образования. Именно здесь дети делают свои первые шаги в страну «Знаний» и именно здесь начинает оформляться их Личность – богато одаренная, интеллектуальная и высоконравственная. Педагоги хотят оставить в душе ребенка такой след, чтобы повзрослев, он не растерял воспоминания радости из яркого «дворцовского» детства о Доме, куда можно всегда прийти, свернув с шумного и многолюдного Невского проспекта, и, став родителем, привел во Дворец новые «ладошки».
 
P.S. Однажды вечером в отделе раздался телефонный звонок, и мягкий женский голос  спросил: «Скажите, пожалуйста, к вам можно записать ребёнка?». Дежурный педагог задал дежурный вопрос: «А сколько лет Вашему ребёнку?». Прозвучал необычный ответ: «Мы через две недели должны родиться!»

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»