Аддаптация в детском саду детей раннего возраста
Кузьмина Виктория Вячеславовна
Тема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения актуальна и очень важна. Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в возрасте двух лет родители чаще всего приводят детей в детский сад.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям (с.3.Белкина). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам или негативным (стресс). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Именно период раннего возраста является основой всей дальнейшей жизни ребенка, потому что это период созревания всех органов и систем ребенка и если не будут созданы все необходимые условия для успешной адаптации, появляется задержка тех или иных функций, которая оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребенка.
Ко всему прочему, адаптация к дошкольному общеобразовательному учреждению проходит как у ребенка, так и у родителей, которые отдали свое любимое чадо в новую незнакомую среду. Соответственно успешная адаптация так же напрямую зависит от родителей. Они должны не только знать, что происходит в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации.
При написании работы мы столкнулись с тем, что основной вопрос адаптации детей авторами рассматривается в школьном возрасте, а по раннему возрасту довольно мало исследований. В основном это рекомендации для родителей и педагогов, характеристика течения адаптации, а как таковых программ практически нет. Поэтому считаем, что данная тема актуальна.
Авторов, работающих по направлению «адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» условно можно разделить на три группы:
- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – В.Н. Белкина, Н.В. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, С. Теплюк, Р.В. Тонкова-Янпольская;
- исследования о взаимодействии детского сада и семьи – Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.;
- исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста – И.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.
Цель нашего исследования – определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – влияние специально организованной деятельности сотрудников, родителей и детей, включенных в программу «Вместе весело играть» на процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения.
Гипотеза – можно предположить, что целенаправленное выполнение требований к организации процесса адаптации, реализация психолого-педагогических условий, грамотное использование методик, гуманный и индивидуально-личностный подход к ребенку, всесторонняя поддержка семьи, специалистов и воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения обеспечат достижение оптимальных результатов в течении адаптационного периода.
Задачи исследования:
· изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
· определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
· провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада на базе ГБДОУ детского сада №48 Невского района;
· проанализировать результаты опытно - экспериментальной работы;
· разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Разработанная программа адаптации «Вместе весело играть» ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения может быть использована как основа для воспитателей, работающих в группах раннего возраста на период адаптации, так и помощник для родителей в вид