Конспект занятия по психологии в старшей группе
Страна чувств
Мищенко Виктория Геннадьевна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 18
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмпатию.
- магнитофон с записью разной по настроению музыки
- сюжетные картинки без лица
- колокольчик, бубен
- кукла Бабушка
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, печаль.
– проведение психологических игр и упражнений.
Ход занятия:
Психолог заходит в группу. Приветствует детей и предлагает поиграть.
Психолог: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами! Вы готовы поиграть?
1
Разминка. «Какая рука у соседа»
Цель: установление контакта между участниками группы, сонастрой, развитие тактильных ощущений.
Психолог: ребята, встаньте в круг, возьмитесь за ручки, закройте глазки и почувствуйте, какова рука у вашего соседа, у вас два соседа, один справа, другой слева — мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т. д.
Дели могут по желанию высказать свои ощущения.
Приветствие.
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми и способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.
Психолог: ребята давайте теперь поприветствуем друг друга, но не просто, а не обычными способами:
- как друзья которые очень давно не виделись
- как шпионы
- как враги
- как короли и королевы
- как инопланетяне
- как артисты
Психолог может помогать детям и сам показывать пример, как надо приветствовать.
Психолог: замечательно! Все поздоровались?
Ребята сегодня к вам в гости пришла Бабуша. У кого есть Бабушка поднимите руку. Вы, наверное, замечали, что когда люди становятся старенькими, то они могут что-то забывать и путать.
Дети отвечают....
Вот наша Бабушка кое-что перепутала, она сейчас сама расскажет. Психолог говорит от лица Бабушки.
Психолог-Бабушка: детишки, здравствуйте, случилась у меня неприятность. Есть у меня музыкальная картотека и у каждой мелодии было свое настроение. У меня все упало и перепуталось, теперь не могу разобрать к какой музыке какое настроение подходит. Поможете мне их разобрать?
Дети отвечают.....
11
Игра «Музыка настроений»
Цель:Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Психолог-Бабушка предлагает прослушать музыкальный отрывок, дети танцую под мелодию и описывают настроение музыки, какая она: веселая, озорная, грустная, печальная, сердитая, страшная, смелая, трусливая.
Психолог- Бабушка: вот спасибо помогли мне разобраться! Ребята вот еще напасть, у меня картины были красивые, а мыши их попортили, слопали на картинах выражение лиц, и не понятно что персонажи чувствуют. Помогите мне восстановить картины целикам, а их потом художнику отнесу в ремонт.
Дети отвечают....
Все садятся так, чтобы было хорошо видно картинки.
Игра «Что было?»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Психолог- Бабушка показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый демонстрирует первоначальный вариант картинки.
Психолог-Бабушка: спасибо ребятки вам за помощь! В благодарность я прочитаю вас сказку. Дети сидят там же. Взрослый читает стихотворение. Сопровождая чтение колокольчиком.
Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения психолог обсуждает его с детьми и выясняет, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Психолог задает следующие вопросы:
— Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-Яга?
— Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
Дети дают ответы....
Психолог-Бабушка: ребята давайте теперь сыграем в это Дом и старушек.
Игра "Дом "
Цель: преодоление мышечного автоматизма, переключение внимания, внимательность. Смена настроений.
Выбираются два ведущих. Один исполняет роль злой Бабы-Яги, второй доброй Бабушки. Они садятся рядом на два стульчика - это их Дом, где они живут. Остальные дети гуляют и подходят к дому где живут Бабушка и Баба-Яга.
Когда психолог стучит громко в бубен, то из дома выбегает злая Баба-Яга и хватает кого-то из детей и они меняются ролями. Когда психолог нежно звонит в колокольчик, то из дома выходит добрая Бабушка и гладит кого-то по голове и теперь они меняются ролями. Дети убегают от злой Бабы-Яги, они ее боятся и наоборот подходят к доброй Бабушке, ее никто не боится. Психолог может одновременно звонить в оба инструмента. В малой подгруппе в роли Бабушек могут побывать все участники игры.
Психолог-Бабушка: как с вами весело ребятки играть, порадовали старушку и помощники отличные. Пора мне домой собираться. До свидания!
Дети прощаются....
Психолог предлагает детям сесть на ковер для завершения.
111
Завершение
Психолог: ребята, что вам понравилось больше всего?
Дети отвечают свои варианты.
Психолог: мне было интересно с вами играть, вы прекрасно помогли Бабушке и весело играли. Давайте в конце нашей встречи разомнем наши лица и сделаем гимнастику.
«Мимическая гимнастика» Нищева Н.В. "Веселая мимическая гимнастика"
Выполняются следующие мимические упражнения:
сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.
Психолог: отлично размялись! Я с вами прощаюсь да новой встречи!
Дети прощаются....
Список литературы
1 Лев Кузьмин "Дом с колокольчиком" (сборник) ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014
2 Нищева Н.В. "Веселая мимическая гимнастика" Издательство "Детство-Пресс"
Использованные материалы и интернет-ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/12/trening-obshcheniya-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta