Роль игры в развитии личности ребёнка в современном мире
Елисеева Елена Викторовна
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
К особому виду духовных потребностей можно отнести потребности нравственные. Они проявляются как самостоятельная форма общественного сознания – мораль, которую можно рассматривать как особую возможность духовно-практического освоения мира, наиболее действенного и сильного регулятора отношений между людьми. Без всякого сомнения, ребенок должен видеть в жизни проявления высокой морали и примеры нравственного поведения людей. Однако наиболее ярко и контрастно объяснить существо правильного поведения, толерантных принципов взаимоотношений между людьми, высоконравственных поступков можно именно в игровой ситуации. Это связано с тем, что дети способны помногу раз переживать уже пережитое однажды. Эта возможность наиболее полно может быть использована в игре, в которой действия могут часто повторяться, или сама игра может быть часто востребована.
Особое место в развитии ребенка занимают игровые ситуации. Так, например, возвращаясь с прогулки, воспитатель дошкольного учреждения обращается к детям с просьбой – давайте пересчитаем наши пальчики, все ли они на месте? Дети, глядя на воспитателя и подражая ему сжимают руки в кулачки и затем начинают разгибать свои пальчики по очереди, повторяя за взрослым – один, два, три… десять. Для них это – игра, поскольку считают они с удовольствием. В то же время это – и обучение, так как через короткое время они обучаются счету до десяти. И, кроме того, развитие двигательных навыков, поскольку движения достаточно сложные и поначалу даются с трудом, а затем все легче и легче.
Можно сказать, что умелое использование в образовательном и воспитательном процессе игровых методов оказывают благотворное влияние на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований.
Изучение воспитательных возможностей игры на всем протяжении существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых и было связано с исследованием ее развивающего потенциала в нравственном, художественно-эстетическом, познавательном, и физическом воспитании.
Особое значение приобретает включение ребенка в игровую деятельность согласно современным федеральным требованиям, к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования, где игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей дидактической игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и средством решения образовательных задач разных разделов воспитания.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре выражаются основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В подавляющем большинстве случаев участие в игре происходит по желанию самого ребенка, вследствие его интереса к процессу игры, получению от этого удовольствия, а потому и участие в них основано на принципе добровольности. Для большинства детей сам процесс игры важнее его результата. Поэтому даже в случае проигрыша ребенок может много раз участвовать в этой же игре и выигрывая, и проигрывая. Каждый раз он вновь и вновь принимает какое-то решение, если нужно сделать выбор в действиях, оценивает свое отношение к действиям друзей, результатам своих действий.
Игры позволяют формировать у детей такие качества, как выдержка, терпение, ловкость, выносливость. Дети получают представление о чести, смелости, мужестве. В процессе игры развиваются способности находить решения проблемных ситуаций, навыки творческих действий. Игра выступает в роли своеобразной школы жизни.
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
В раннем возрасте у ребенка проявляются естественные потребности: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы) и т. д. Все эти потребности должны и могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
В играх развиваются творческие способности ребенка. О