Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе
Матрешка в гостях у детей
Сажина Анастасия Сергеевна,
воспитатель, первая квалификационная категория
Образовательная область и направление: познание.воспитатель, первая квалификационная категория
Цель: формировать представления детей о русской матрешке.
Задачи:
- продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
развивать:
- эстетическое восприятие предметов народного творчества;
- продолжать учить понимать слова «большая – маленькая»
потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, путём изучения культурного наследия;
- сенсорные способности;
- зрительную память;
- мышление;
- пространственное воображение;
- восприятие величины и счета;
- формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь;
- воспитывать умение участвовать в совместных играх;
- самостоятельность, активность.
Интегрируемые образовательные области: коммуникация.
Предварительная работа:
- беседы о творчестве русских народных мастеров;
- разучивание физкультминуток;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров, рисунков в альбомах для раскрашивания;
- создание мини-музея «Деревянная игрушка»;
- рассматривание альбома «Такие разные матрешки».
Демонстрационный материал: игрушка-матрешка.
Раздаточный материал: матрешки, карточки с матрешками, полянки с ягодками и цветочками.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. На посылке написано: «От русских мастеров». И письмо к ней прилагается.«Для того, чтоб узнать, что внутри отгадайте загадку».
Воспитатель: Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Кто я? ( Матрешка).
Воспитатель: Продолжения письма. Мы, Русские мастера хотим подарить вам матрешку, чтобы вы лучше узнали эту игрушку».
Воспитатель: А вы знаете откуда взялась матрешка? Хотите я вам расскажу? (показывает куклу).
Воспитатель: Матрешка – русская народная игрушка, символ России (дети садятся на стульчики).
Появилась первая матрешка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Эта страна называется Япония. Сделана она из дерева. Раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую, а там третья – меньше второй. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей глазки, на щечках румянец.
Назвали игрушку – матрешкой потому, что раньше на Руси имя Матрена было распространено среди девушек. Матрена, Матреша, Матрешечка- ласково называли девушек. Так появилось имя у игрушки – матрешка.
Что-то наша Матрёшка тяжелая и стучит. Давайте посмотрим, что там стучит. Матрёшка - матрёшка, откройся немножко! (воспитатель открывает большую матрёшку и достаёт ещё матрешек (дети любуются, матрёшек выставляют в ряд).
Воспитатель: Ребята, сколько матрёшек стало? (много). А сколько было сначала? (одна).
- Посмотрите, целая семья матрёшек, вот как много куколок спряталось в одной матрёшке. Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки: мал, мала, меньше. Матрёшка символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и, если испугаются, прячутся друг в дружке.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего сделали этих матрешек?
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться ума-разума набираться!
- Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?
- Конечно из дерева! Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
- но ведь дерево светлое, а матрешки яркие, разноцветные. Как это получилось?
- верно, разрисовывали красками, ей сарафан, платок и фартук – расписывали матрешек.
- Каждый мастер старался. Чтобы матрешка была красивая и поэтому матрешки такие разные.
Воспитатель: Матрешки – очень добрые игрушки и любят дружить! Еще они любят играть с детками! А вы хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: (заглядываем в посылку, а там все перепуталось)
Игру «Половинки».
Ребята, в посылке все перепуталось. Матрешка состоит из двух частей, помогите их собрать, соединяя подходящие нижние и верхние половинки.
Воспитатель: Что у вас получилось? (ответы детей). Молодцы, ребята.
- А что же за игры приготовили мастера. Посмотрим. (Вынимаем конверт из посылки).
Игра "Русская матрешка»
Расположи матрёшки в ряд в таком же порядке, как указано в примере. Переставляй матрешки, пока не получится правильно.
Игра "Большие маленькие матрёшки"
Большие матрешки любят собирать цветочки, а маленькие матрешки любят собирать ягодку. Отведите матрёшек на полянки с ягодами, либо с цветами.
- А я хочу с вами поплясать, превратимся в матрешек. (Звучит русская народная музыка).
Игра-пляска «Мы веселые Матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (Потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Игра «Найти пару»
Матрешкам пора возвращаться домой для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Выбрав пару для большой матрешки, отведи обеих матрешек в дом (на другой край стола).
Игра «Собери матрешку»
Матрешки с нами играли и устали хотят в свои домики.
Маленькую матрешку прячем в ту, что побольше, открывается и прячет ее. А затем берем матрешку побольше и прячем туда эту матрешку. Прячем пока не останется только большая матрешка.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Воспитатель: Мы сегодня с какой игрушкой познакомились?
Кто делает матрешек?
Из чего сделаны матрешки?
Чем украшена матрешка?
Что прячется внутри матрешки?
А все ли матрешки одного роста?
Воспитатель: Спасибо Русским мастерам за интересную игрушку.
Литература:
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166с.
- Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. —М.: Мозаика - Синтез, 2006 -2010.
- Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 -2010.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.