Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
с детьми старшей группы с использованием социоигровой технологии
с детьми старшей группы с использованием социоигровой технологии
Путешествие по миру профессий
Смирнова Наталья Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №74
комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад №74
комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий человека.
Задачи:Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, память, воображение, наблюдательность.
- Способствовать в игре развитию взаимопонимания со сверстниками (социоигровая технология)
- Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей и их значимости; о конкретных трудовых действиях; об инструментах и оборудовании, необходимых для той или иной специальности.
- Закреплять навыки счета в пределах семи.
- Закреплять знания правил культурного поведения в общественных местах.
- Воспитывать умение работать в коллективе; формирование навыков сотрудничества (социоигровая технология)
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, к труду.
- Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.
- Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных.
- Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа, в согласовывании числительных с именами существительными.
- Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.
- Воспитывать самоконтроль за речью, развивать артикуляционную моторику.
Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”, чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?», рассматривание инструментов разных профессий; настольные развивающие игры «Профессии», «Кем быть», «Прогулка по городу».
Материалы и оборудование: магнитная доска; картинки с изображениями людей разных профессий; маркер игрового пространства, сумки, кошельки, кружочки «монеты», куклы, руль, проездные билеты; предметные картинки: врач, повар, картинки с изображением разных фруктов и ягод; халат врача, градусник, очки, шприц, витамины, вата, бинт, микстура, шпатель, расческа, молоток, бинокль, учебник, тетрадки, машинка для стрижки волос и другие предметы; фартук продавца, касса, игрушки, книги, муляжи продуктов, посуда, мяч.
Электронные образовательные ресурсы:
- Multiurok.ru
- maam.ru
- infourok.ru
- metod-kopilka.ru
- artfail.ru
- fermoved.ru
- yandex.ru
Содержание образовательной деятельности:
Дети с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три,
А потом пойдем налево - раз, два, три,
В центре куга соберемся - раз, два, три,
И на место все вернемся - раз, два, три,
Улыбнемся, подмигнем и отгадывать начнем.
Воспитатель предлагает детям поиграть в отгадывание загадок. По мере отгадывания на магнитную доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.
Игра «Отгадай загадки, назови профессии».
- Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? Продавец.
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? Доктор.
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? Пожарный.
- Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? Водитель.
- Кто дружен с феном и расческой и делает модные прически? Парикмахер.
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? Повар.
- Кто построит нам квартиры, садики и магазины? Строитель.
- Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? Полицейский.
Воспитатель:
- Вы правильно назвали все профессии. Как вы думаете, какая профессия самая важная, самая необходимая? Почему? Ответы детей. Присядьте, пожалуйста, на стульчики, мне очень хочется рассказать вам одну историю.
Однажды, Таня и Ваня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
- Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.
- А я буду строителем – ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы – ответил Ваня.
- Нет, наверное, повар главнее строителя, ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.
- Значит главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед – подумав, заметил Ваня.
- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
- Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня.
- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшись с работы: нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии важны, потому что они все приносят человеку огромную пользу.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «миру профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях и лучше запомнить их названия. А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за чудо – едет дом! И людей как много в нем!
Носит обувь из резины и питается бензином!” (автобус)
- Правильно! Мы поедем на автобусе.
Воспитатель:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто управляет автобусом? (Водитель).
- Кто еще работает в автобусе? (Кондуктор). А что это за профессия такая кондуктор? Что он делает? Ответы детей.
Социоигровая технология.
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду кондуктором, а водителя мы выберем при помощи считалки. При помощи считалки выбирается водитель.
Воспитатель, обращаясь к остальным детям:
- Водитель и кондуктор у нас уже есть. А кто же тогда вы? (Пассажиры). Как вы думаете, что нам надо сделать? (Построить автобус). Правильно.
Для игры дети и воспитатель делают автобус: ставят маркер игрового пространства, сдвигают стульчики и ставят их так, как расположены сидения в автобусе. В заднем конце автобуса – место кондуктора, в переднем – место водителя. Перед водителем – руль. Детям для игры раздаются кошельки, деньги (монеты в количестве десяти штук), сумки, куклы. Попросив водителя занять свое место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им разместиться. Пассажирам с детьми (куклами) он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия («У вас на руках ребенок. Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста, место, а то ребенка держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старенький, ему трудно стоять. Держитесь за поручни, а то можно упасть, когда автобус быстро поедет» и т.д.)
Воспитатель:
- Чтобы проехать в автобусе надо заплатить за проезд. Билет в автобусе стоит семь монет. Сколько монет мы должны отдать кондуктору? (Семь монет). Отсчитайте, пожалуйста, монеты, а кондуктор проверит, правильно ли вы оплатили проезд, и раздаст билеты. Дети выполняют указанные действия.
- Ну вот, за проезд все заплатили, билеты получили, автобус может отправляться. Поехали.
Проводится артикуляционная гимнастика.
- Ребята, у нашего автобуса прокололась шина. Произнесение звука ш-ш-ш
- Поможем накачать водителю колесо. Произнесение звука с-с-с-с.
- Автобус выехал на мокрую дорогу. Произнесение слогов ша-шу-шо-ши.
- Прислушайтесь. Вдалеке слышится гудок поезда. Произнесение слога на одном выдохе ту-ту-ту-ту.
- Вдруг совсем близко от нас просигналила машина. Произнесение слога на одном выдохе би-би-би-би.
- А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой. Ну вот, автобус остановился, и мы приехали. Выходим из автобуса.
Дети подходят к первому столу. На столе лежит картинка с изображением повара.
Воспитатель:
- Вы чувствуете, как здесь вкусно пахнет свежими булочками, жареными котлетами, ароматным супчиком? Вы догадались к кому мы приехали в гости? (Мы приехали в гости к повару). Что делает повар? (Повар варит, готовит еду). Правильно! Повар готовит разные вкусные блюда. Я больше всего люблю сладкие блинчики. А что любите кушать вы? Какое у вас любимое блюдо? Начните свой ответ со слов: “Я люблю…”. Каждый ребенок называет свое любимое блюдо.
Проводится игровое упражнение “Что неправильно?”
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, что однажды случилось с одним поваром, когда на кухне отключили свет.
Повар.
Повар готовил обед, а тут отключили свет.
Повар рыбу берет, и опускает в компот.
Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой, угли бьет поварешкой,
Сахар сыплет в бульон, и очень доволен он.
То-то был винегрет, когда починили свет!
- Что повар сделал неправильно? Ответы детей. Молодцы, все верно. А для нас повар приготовил вкусный компот из яблок. Какой компот приготовил повар? Воспитатель показывает картинку с изображением яблок. Яблочный. Затем воспитатель показывает картинки с изображением груши , сливы , абрикоса , вишни , клубники . Дети определяют, как называется компот, сваренный из тех или иных фруктов и ягод.
- Молодцы, какие вы у меня умные. Давайте попрощаемся с поваром и пойдем дальше.
Дети подходят ко второму столу. На столе лежат: градусник, бинт, вата, очки, шприц, витамины, микстура, шпатель, белый халат, а также много других предметов, не относящихся к этой профессии.
Воспитатель: Он в дни болезней всех полезней. И излечит, исцелит,
И ангину, и бронхит. О какой профессии идет речь? Кто это? (Врач). Как по-другому можно назвать врача? (Доктор). Что делает доктор? (Доктор лечит людей). Где он работает? (Доктор работает в больнице, в поликлинике).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этом столе много всяких разных предметов. Может быть, вы сможете правильно выбрать из всех этих предметов только те, которые необходимы врачу для работы, и объяснить, зачем они нужны.
Проводится игровое упражнение “Что нужно врачу?”
Дети по очереди берут со стола предметы, необходимые для работы врачу, называют их, объясняя их назначение. (Врачу нужен……, чтобы……) При затруднении – помощь воспитателя.
Воспитатель:
- Молодцы! Продолжим наше путешествие. А пока мы идем, предлагаю сделать зарядку, чтобы показать, какие вы наблюдательные и внимательные.
Проводится физкультминутка.
Детям предлагается выполнить упражнение по словесной инструкции. Задание усложняется неправильным показом движений.
Затем дети и воспитатель подходят к игрушечному магазину. В магазине лежат книги, игрушки, посуда, продукты, фартук для продавца, касса.
Воспитатель:
- Куда же мы пришли? В магазин. Правильно, это магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир). Ребята, кто может рассказать, что продается в этом магазине. Уточнение обобщающих понятий.
Воспитатель:
- Раз, два, три, четыре, пять - в «Магазин» будем играть.
Социоигровая технология.
При помощи считалки один ребенок назначается на роль продавца.
Воспитатель:
- Настя, ты продавец. Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, говорит, сколько он стоит. Ребята, Настя – продавец, а кто мы? (Покупатели). А что делают покупатели? Покупатели оплачивают названную продавцом сумму, и, взяв чек, получают свою покупку.
Проводится игровое упражнение «Покупка продуктов».
Воспитатель:
- В этом магазине продается много товаров, но мы будем покупать только продукты.
Создается ситуация для диалога: покупатель – продавец.
Воспитатель предъявляет образец речи: «Я хочу купить йогурт, два пакета молока и пять бананов. Сколько это будет стоить? Возьмите, пожалуйста, деньги. Спасибо».
Затем «покупают» дети (3-4 ребенка).
Воспитатель:
- Молодцы. Вы были вежливыми покупателями, а Настя внимательным продавцом. А сейчас – в круг скорее становись, исправить ошибки торопись.
Проводится игра с мячом «Исправь ошибку».
Воспитатель: | Дети: |
Строитель управляет самолетом. | Строитель стоит дом. |
Пожарный лечит людей. | Пожарный тушит пожары. |
Швея красит дом. | Швея шьет одежду. |
Парикмахер стирает белье. | Парикмахер стрижет людей. |
Почтальон строит дома. | Почтальон разносит почту. |
Дворник варит обед. | Дворник подметает двор. |
Летчик управляет поездом. | Летчик управляет самолетом. |
- Ребята, наше путешествие по «миру профессий» подошло к концу. Напомните мне, пожалуйста, с кем мы встретились по пути.
(С водителем автобуса, с кондуктором, с поваром, с врачом, с продавцом) - Вы очень внимательные, много знаете о профессиях людей. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?
А почему каждая из профессий считается важной и нужной? А кем хотите стать вы, когда вырастите? Почему? Ответы детей.