Организация и проведение целевых познавательных прогулок в ДОУ
воспитатель БГДОУ № 60
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Наблюдения за природой в естественных условиях способствуют развитию у дошкольников любознательности, нравственных и эстетических чувств.
Наблюдая за природой, дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте природы, и, следовательно, богаче становятся его представления о ней. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Целевые прогулки - это один из важных видов занятий, особая форма организации по экологическому воспитанию дошкольников.
Преимущество целевых прогулок в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Организация и проведение целевых прогулок
Целевые прогулки, как форма занятий, проводятся в старшей и подготовительной группах не реже 1 раза в месяц.
Проводятся целевые познавательные прогулки вне дошкольного учреждения. Это могут быть прогулки в парк, в лес, к реке и т.д.
Проводить их целесообразно в одни и те же места в разные времена года. Это позволит показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Воспитатель должен тщательно готовиться к такому занятию, так как именно от этого зависит его успешное проведение.
Подготовка воспитателя
Воспитатель намечает целевую прогулку, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Сама подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.
При определении места занятия воспитатель должен выбрать наилучший путь к нему, который должен быть не утомительный и не отвлекающий детей от намеченной цели. Дальность расстояния должна рассчитываться из физических возможностей детей. Так, для старших дошкольников продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать 40 минут. Обязательно нужно учитывать состояние погоды и особенности предстоящей дороги.
Предварительно воспитатель обязательно должен:
- побывать на месте предстоящего занятия,
- уточнить маршрут,
- найти нужные объекты,
- наметить содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном объекте природы (явлении природы),
- наметить последовательность проведения отдельных частей занятия,
- определить места для коллективных и самостоятельных наблюдений и для отдыха детей.
Для того, чтобы целевая прогулка была интересной, воспитателю надо
подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей
Подготовка детей к целевой прогулке начинается с сообщения воспитателем ее цели. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, на природе, в общественных местах. При подготовке к целевой прогулке нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
Воспитателю совместно с детьми следует подготовить оборудование для сбора и размещения собранного материала в уголке природы. Это способствует возбуждению у детей интереса к предстоящей целевой прогулке. Всё оборудование должно находиться в определенном месте.
Методика проведения целевых познавательных прогулок
Целевая познавательная прогулка включает в себя:
- вводную беседу,
- коллективное наблюдение,
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,
- сбор природоведческого материала,
- игры детей с собранным материалом.
Порядок частей варьируется в зависимости от цели прогулки и сезона.
Приведя детей к месту познавательного занятия, следует в краткой беседе напомнить о его цели, дать детям осмотреться.
Основной частью целевой прогулки является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии.
Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Видите ли вы в парке такие же деревья как на нашем участке в детском саду?»; «Чем елочки (березы, рябины и т.д.) похожи на елочки на нашем участке? и т. п. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей.
Можно предложить детям подобрать добрые слова и пожелания для птиц и растений. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Во время целевых прогулок необходимо проводить дидактические словесные игры, ориентированные на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Признаки времен года», «Живая и неживая природа», «Птицы любят тишину», «Насекомые», «Природа и человек» и др.
Во время целевых прогулок полезно проводить небольшие экологические акции совместно со взрослыми. Это поможет детям расширить их опыт природоохранной деятельности, поддержит стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволит испытать чувство гордости от выполненной работы. Такими акциями могут быть развешивание кормушек для птиц, посадка деревьев и др. Самым важным является то, что во время этих акций дети накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важное место во время целевых прогулок отводится заданиям, заставляющим детей рассматривать объекты природы, сравнивать их с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
В завершении основной части занятия детям дается возможность заняться сбором природоведческого материала, провести индивидуальные самостоятельные наблюдениях. При этом очень важно не забывать об охране природы! Собирать материал нужно в небольших количествах и обязательно под руководством и при непосредственном участии воспитателя.
Детям нужно обязательно давать время для отдыха. Во время отдыха детей можно провести игры и игровые упражнения на закрепление знаний о характерных особенностях предметов природы. Например, игры «С какого дерева лист?», «Узнай по описанию», «Угадай по запаху» и другие.
В заключительной части целевой прогулки воспитатель еще раз должен обратить внимание детей на общую картину природы.
Заключительный этап целевой прогулки должен быть посвящен подведению итогов занятия.
Можно предложить детям сочинить рассказ о парке (реке и др.). Придумать историю жизни старого дуба. Хорошо вплетать в повествования поступки различных персонажей (животных, сказочных героев) и через их поступки выражать отношение к возникающим экологическим проблемам. Такие задания позволят детям выразить свое отношение к миру природы.
Можно сконструировать в группе макет какой-либо экосистемы из природного и бросового материала, и после каждой целевой прогулки дополнять его. Это поможет детям лучше понять взаимосвязи, существующие в природе, закрепить полученные знания.
Таким образом, целевые прогулки помогают расширить представления дошкольников об объектах природы, сформировать представления об их изменениях в течение года, научиться видеть красоту природы, любить ее и оберегать.