Ознакомление детей с предметами народного промысла через задания математического характера
В гости к Кузе
Быкова Наталья Владимировна
Задачи: учить детей правильно выполнять дыхательную гимнастику; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности; развивать мышление, память; учить работать в коллективе.
Цель: познакомить детей с предметами народного промысла (свистульки, деревянные ложки, чугунки) через задания математического характера.
Материал: свистульки, деревянные ложки (по 5 ложек на каждого ребенка), тарелки (по 5 тарелок на каждого ребенка), чугунки (комплект из трех чугунков разных размеров), матрешки с изображением цифр от 1 до 5.
Ход занятия:
(дети заходят в зал)
В: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
В: Ах, как красиво сейчас на улице! Вот только я забыла, какое сейчас время года?
Д: Зима
В: Точно! Зима. Даже захотелось на чем-нибудь покататься по снегу. Как вы думаете, на чем можно кататься зимой?
Д: На санках, лыжах, коньках.
В: Здорово! Хотите отправиться в гости к домовенку Кузе?
Д: Хотим!
В: Тогда садитесь в саночки и поехали. (дети становятся друг за другом, берутся за плечи впереди стоящего и идут за воспитателем)
В: Вот мы и приехали к Кузиной избушке. Посмотрим, что там есть интересного?
Д: Да!
(подходим к столу, на котором стоит корзина с свистульками)
В: Ребята, посмотрите, кто знает, что это такое? (воспитатель дует в свистульку)
(ответы детей)
В: Правильно! Это свистулька. Ее делают из глины и из дерева. Давайте попробуем в них посвистеть. Возьмите каждый по одной свистульке. А чтобы правильно свистеть нужно носиком вдыхать воздух, а ротиком выдыхать в дырочку не надувая щеки. (дети делают дыхательную гимнастику 2-3 раза)
В: Давайте положим свистульки обратно в корзинку.
В: Ой, а вон на печке и Кузя сидит. Давайте с ним поздороваемся.
Д: Здравствуй Кузя!
В: Ребята посмотрите какая у Кузи русская печь. В этой печи можно приготовить еду в чугунках. А вот и Кузины чугунки. Давайте их рассмотрим.
(дети подходят к столу, на котором разложены комплекты чугунков. На фланелеграфе висят такие же чугунки как у детей)
В: Чем они отличаются?
Д: Размером. Большой, поменьше и самый маленький.
В: Расставьте чугунки от большого до самому маленькому. Не забудьте, что расставлять нужно с лева на право.
(дети расставляют чугунки)
В: А, теперь расставьте чугунки от самого маленького до большого.
(дети расставляют чугунки)
(У воспитателя на фланелеграфе также расположены чугунки от самого маленького до большого)
В: Посмотрите на фланелеграф, запомните, как расположены чугунки. А теперь закройте глаза.
(воспитатель меняет чугунки местами)
В: Дети, откройте глаза и посмотрите, что-нибудь изменилось?
Д: Да, чугунки поменяли местами. Молодцы!
(повторяем 2 раза)
В: Правильно, вы очень внимательные!
(воспитатель наклоняется к Кузе, слушает что он говорит)
В: Ребята, Кузя предлагает вам отдохнуть. Смотрите какая у него красивая шкатулочка. А в шкатулочке лежит что? (воспитатель показывает детям матрешек)
Д: Матрешки
В: Правильно, это матрешки. Они не простые, у них есть цифры.
Становимся в круг, я в центре. Каждый из вас достает матрешку из шкатулки и называет цифру которая нарисована на матрешке (игра не заканчивается пока все дети не достанут матрешку). (игру можно повторить несколько раз)
В: Здорово поиграли?
Д: Да!
В: А, пока мы играли Кузе пришло время обедать. Чтоб это сделать, нужно на стол разложить ложки и расставить тарелки. Но Кузя не знает сколько у него ложек и сколько тарелок. Давайте поможем?
Д: Да!
(дети подходят к столу, накрытому скатертью на котором лежат комплекты ложек и тарелок на каждого ребенка)
В: Давайте посчитаем ложки.
Д: 1, 2, 3, 4, 5. 5 ложек.
В: А, сколько тарелок?
Д: 1, 2, 3, 4. 4 тарелки.
В: Скажите, чего больше ложек или тарелок?
Д: Ложек больше чем тарелок.
В: Хорошо, а чего меньше?
Д: Тарелок меньше чем ложек.
В: На сколько тарелок меньше чем ложек?
Д: Тарелок меньше чем ложек на одну.
В: Ребята, что нужно сделать чтоб ложек и тарелок стало поровну?
Д: Нужно добавить еще одну тарелку.
(дети добавляют еще одну тарелку)
В: Что можно о них сказать? Тарелок и ложек по сколько?
Д: Их по 5. Поровну.
В: Да, ложек и тарелок поровну или одинаковое количество. Молодцы!
Ребята, Кузя, а вы знаете что ложки можно использовать как музыкальный инструмент? Послушайте как играют ложки. (звучит игра на ложках)
А сейчас мы с вами попробуем поиграть. Садитесь на стульчики, берите ложки. (каждый ребенок берет по две ложки)
(дети играют на ложках)
В: Как здорово вы с играли!
(воспитатель подходит к Кузе, слушает что он говорит)
В: Ребята, Кузя сказал, что ему очень понравилось с нами, и он хочет вам подарить свои свистульки. (воспитатель подносит корзинку, каждый ребенок берет по одной свистульке) Давайте его поблагодарим.
Д: Спасибо, Кузя!
В: А, нам пора возвращаться в детский сад. Скажем Кузе до свидания.
Д: До свидания!
В: Садитесь в саночки, отправляемся в детский сад.
(дети становятся друг за другом как в начале занятия. Возвращаемся на исходную позицию)
В: Ребята, вам понравилось у Кузи в гостях?
Д: Да, понравилось.
В: Скажите кому что понравилось?
(ответы детей)
В: Мне очень понравилось, как… (воспитатель отмечает хорошую работу каждого ребенка)
В: Ребята, давайте скажем до свидания нашим гостям, нам пора идти в группу.
Д: До свидания.
Цель: познакомить детей с предметами народного промысла (свистульки, деревянные ложки, чугунки) через задания математического характера.
Материал: свистульки, деревянные ложки (по 5 ложек на каждого ребенка), тарелки (по 5 тарелок на каждого ребенка), чугунки (комплект из трех чугунков разных размеров), матрешки с изображением цифр от 1 до 5.
Ход занятия:
(дети заходят в зал)
В: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
В: Ах, как красиво сейчас на улице! Вот только я забыла, какое сейчас время года?
Д: Зима
В: Точно! Зима. Даже захотелось на чем-нибудь покататься по снегу. Как вы думаете, на чем можно кататься зимой?
Д: На санках, лыжах, коньках.
В: Здорово! Хотите отправиться в гости к домовенку Кузе?
Д: Хотим!
В: Тогда садитесь в саночки и поехали. (дети становятся друг за другом, берутся за плечи впереди стоящего и идут за воспитателем)
В: Вот мы и приехали к Кузиной избушке. Посмотрим, что там есть интересного?
Д: Да!
(подходим к столу, на котором стоит корзина с свистульками)
В: Ребята, посмотрите, кто знает, что это такое? (воспитатель дует в свистульку)
(ответы детей)
В: Правильно! Это свистулька. Ее делают из глины и из дерева. Давайте попробуем в них посвистеть. Возьмите каждый по одной свистульке. А чтобы правильно свистеть нужно носиком вдыхать воздух, а ротиком выдыхать в дырочку не надувая щеки. (дети делают дыхательную гимнастику 2-3 раза)
В: Давайте положим свистульки обратно в корзинку.
В: Ой, а вон на печке и Кузя сидит. Давайте с ним поздороваемся.
Д: Здравствуй Кузя!
В: Ребята посмотрите какая у Кузи русская печь. В этой печи можно приготовить еду в чугунках. А вот и Кузины чугунки. Давайте их рассмотрим.
(дети подходят к столу, на котором разложены комплекты чугунков. На фланелеграфе висят такие же чугунки как у детей)
В: Чем они отличаются?
Д: Размером. Большой, поменьше и самый маленький.
В: Расставьте чугунки от большого до самому маленькому. Не забудьте, что расставлять нужно с лева на право.
(дети расставляют чугунки)
В: А, теперь расставьте чугунки от самого маленького до большого.
(дети расставляют чугунки)
(У воспитателя на фланелеграфе также расположены чугунки от самого маленького до большого)
В: Посмотрите на фланелеграф, запомните, как расположены чугунки. А теперь закройте глаза.
(воспитатель меняет чугунки местами)
В: Дети, откройте глаза и посмотрите, что-нибудь изменилось?
Д: Да, чугунки поменяли местами. Молодцы!
(повторяем 2 раза)
В: Правильно, вы очень внимательные!
(воспитатель наклоняется к Кузе, слушает что он говорит)
В: Ребята, Кузя предлагает вам отдохнуть. Смотрите какая у него красивая шкатулочка. А в шкатулочке лежит что? (воспитатель показывает детям матрешек)
Д: Матрешки
В: Правильно, это матрешки. Они не простые, у них есть цифры.
Становимся в круг, я в центре. Каждый из вас достает матрешку из шкатулки и называет цифру которая нарисована на матрешке (игра не заканчивается пока все дети не достанут матрешку). (игру можно повторить несколько раз)
В: Здорово поиграли?
Д: Да!
В: А, пока мы играли Кузе пришло время обедать. Чтоб это сделать, нужно на стол разложить ложки и расставить тарелки. Но Кузя не знает сколько у него ложек и сколько тарелок. Давайте поможем?
Д: Да!
(дети подходят к столу, накрытому скатертью на котором лежат комплекты ложек и тарелок на каждого ребенка)
В: Давайте посчитаем ложки.
Д: 1, 2, 3, 4, 5. 5 ложек.
В: А, сколько тарелок?
Д: 1, 2, 3, 4. 4 тарелки.
В: Скажите, чего больше ложек или тарелок?
Д: Ложек больше чем тарелок.
В: Хорошо, а чего меньше?
Д: Тарелок меньше чем ложек.
В: На сколько тарелок меньше чем ложек?
Д: Тарелок меньше чем ложек на одну.
В: Ребята, что нужно сделать чтоб ложек и тарелок стало поровну?
Д: Нужно добавить еще одну тарелку.
(дети добавляют еще одну тарелку)
В: Что можно о них сказать? Тарелок и ложек по сколько?
Д: Их по 5. Поровну.
В: Да, ложек и тарелок поровну или одинаковое количество. Молодцы!
Ребята, Кузя, а вы знаете что ложки можно использовать как музыкальный инструмент? Послушайте как играют ложки. (звучит игра на ложках)
А сейчас мы с вами попробуем поиграть. Садитесь на стульчики, берите ложки. (каждый ребенок берет по две ложки)
(дети играют на ложках)
В: Как здорово вы с играли!
(воспитатель подходит к Кузе, слушает что он говорит)
В: Ребята, Кузя сказал, что ему очень понравилось с нами, и он хочет вам подарить свои свистульки. (воспитатель подносит корзинку, каждый ребенок берет по одной свистульке) Давайте его поблагодарим.
Д: Спасибо, Кузя!
В: А, нам пора возвращаться в детский сад. Скажем Кузе до свидания.
Д: До свидания!
В: Садитесь в саночки, отправляемся в детский сад.
(дети становятся друг за другом как в начале занятия. Возвращаемся на исходную позицию)
В: Ребята, вам понравилось у Кузи в гостях?
Д: Да, понравилось.
В: Скажите кому что понравилось?
(ответы детей)
В: Мне очень понравилось, как… (воспитатель отмечает хорошую работу каждого ребенка)
В: Ребята, давайте скажем до свидания нашим гостям, нам пора идти в группу.
Д: До свидания.