Художественно-эстетическу развитие (рисование) для детей подготовительной группы
Лес в осеннем убранстве
Савкина Мария Викторовна
Программное содержание: Учить компоновать композицию на листе бумаги. Закрепить умение рисовать разные деревья и кустарники. Воспитывать эстетический вкус у детей на примерах картин русских пейзажистов. Развивать образное мышление детей, творческое воображение.Материалы и оборудование: Альбомный лист, акварель, кисти. Картина с изображением осеннего леса, иллюстрации деревьев.
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня, мне хотелось бы вас пригласить в путешествие по осеннему лесу.
Ребёнок.
Осень в лесу
Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину –
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну. " –
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
"Зябну. "
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото –
Не спасло от холода.
(А. Гонтарь, в переводе В. Берестова)
Воспитатель. Дети, какое замечательное стихотворение про осенний лес мы с вами услышали. А скажите, пожалуйста, что случилось с лесом и деревьями?
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите деревья, о которых говорится в стихотворении.
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо, а какие ещё деревья растут в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас, я вам буду загадывать загадки, а вы их попробуйте отгадать.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Дуб
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Елка
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.
Осины
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
Сосна
Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
- С этими загадками вы справились. А теперь поиграем в одну очень интересную игру, которая называется «Какой лист?»
Сосна – сосновый.
Береза – берёзовый.
Осина – осиновый.
Клён – кленовый.
Дуб – дубовый.
Рябина – рябиновый.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину. Как вы думаете, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель. Эта картина называется «Осенний лес». Скажите, какие деревья вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель.
Листопад (Иван Бунин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. источник
-Дети, скажите какой лес в стихотворении И. Бунина?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, И. Бунин сравнивает лес с теремом, который расписали в лиловый, золотой, багряный цвета. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. А теперь посмотрите на нашу картину присутствуют ли на ней такие же цвета?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня, мы с вами будем рисовать лес в осеннем убранстве. А, чтобы нарисовать лес, давайте вспомним строение деревьев.
Дети рассматривают иллюстрации деревьев.
Воспитатель. У каждого из вас получится свой осенний лес. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на картину и иллюстрации и приступайте к работе.
Физминутка.
В лес.
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки,
Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.)
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо – влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Ежевику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Приседания.)
Полные несем лукошки
По знакомой по дорожке. (Ходьба на месте.)
Отдохнули, посвежели
И за стол мы снова сели. (Дети садятся за столы.)
Дети выполняют работы под звуки осеннего леса.
Воспитатель. Какие красивые работы у вас получились. А скажите, о чём мы сегодня с вами говорили? Назовите поэтов, стихи которых вы сегодня услышали. Опишите осенний лес. Чем вам понравилось занятие. Что показалось сложным? Получилось ли изобразить осенний лес?