Игры, направленные на формирование у детей раннего
возраста представлений о здоровом образе жизни
Аксенова Светлана Владимировна
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети – цветы жизни, это наше будущее. Здоровье – главное нации. Если здоровье – богатство, его надо сохранять.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из приоритетных задач детского сада. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья, и мы должны научить детей самим заботиться о своем здоровье. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
От чего зависит здоровье ребёнка?
Статистика утверждает, что на 20 % от наследственных факторов, на 20 % от условий внешней среды, на 10 % от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50 % здоровья, мы воспитатели, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры для детей раннего возраста организовывает воспитатель.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. В проводимых мною подвижных играх ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме.
Особенно детям нравятся подвижные игры на свежем воздухе. Для детей раннего возраста я провожу такие игры: «Птички в гнездышках», «Мой весёлый звонкий мяч», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Самолёты», «Поезд», «Зайка и лиса», «У Медведя во бору» и многие другие.
Рассмотрим какие цели преследуются в той или иной игре.
«Птички в гнездышках»
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
«Через ручеек»
Цель. Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
«Солнышко и дождик»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
«Самолёты»
Цель. Совершенствовать быстроту, ловкость; упражнять детей в ловле и увертывании, развивать ориентировку в пространстве, умение двигаться в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
«Поезд»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
«Зайка и лиса»
Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; развивать ловкость, внимание, осторожность; воспитывать уважение друг к другу.
«У Медведя во бору»
Цель. Развивать двигательную и речевую активность детей. Умение соотносить свои действия со словами. Быстро реагировать на словесный сигнал. Развивать выдержку.
Как мы уже могли заметить, все эти игры являются незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Для достижения эффективности формирования культурно - гигиенических навыков я также использую дидактические игры, игры упражнения, например, «Кто как купается», «Кто умеет умываться», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Машенька проснулась», «Маша в гостях у Кати», «Как чистить зубы».
Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. В приемной организуются фотовыставки «В здоровом-теле здоровый дух», оформлен уголок здоровья, где содержатся советы и рекомендации по вопросам формирования привычки к здоровому образу жизни, предлагаются описание игр. Родители активно принимают участие в совместных спортивных мероприятиях, посещают открытые мастер-классы, прогулки, обучаются упражнениям и играм для занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.