Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
с элементами экспериментирования в подготовительной группе
с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Путешествие Капельки
Левина Елена Владимировна
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях воды. Формировать безопасное поведение детей в природе. Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
- Наблюдение за облаками, снегом, льдом, дождем.
- Чтение художественных произведений о воде.
- Отгадывание загадок по теме.
- Беседа с детьми о значении воды
- Проведение отдельных опытов с водой
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
- Макет-игрушка Капелька.
- Для проведения опытов: фартуки, клеенка, прозрачные пластмассовые стаканы, вода, лед, растительное масло, гуашь, ложечки; фильтры (ватные диски, салфетки), воронки, электрический чайник, холодное стекло.
- Презентация "Путешествие Капельки". Схема круговорота воды в природе.
- Карточки на тему "Правила поведения на водоемах".
Вводная часть (мотивационный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, однажды, я услышала, как за окном разговаривали дождевые капельки. Они очень весело рассказывали друг другу своих необычных путешествиях. Эти путешествия очень увлекательные и интересные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы хотите узнать, о рассказ одной капельки? (Ответы.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Очень хорошо! Я предлагаю вам отправиться в гости к капельке и все узнать. Согласны? (Ответы.)
Основная часть (содержательный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда в путь! Проходите, занимайте места на стульчиках.
(просмотр презентации «Путешествие Капельки»)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды в природе. Повторите, как называется путешествие? (Ответы.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда к нам пришла вода? (Из родника).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Куда дальше бежит родниковая вода? (в реку)
ВОСПИТАТЕЛЬ: От чего стали капельки подниматься к небу? (Наступили жаркие дни. И капельки стали испаряться, подниматься в небо, собираться в облака)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как образовалась огромная туча? (Много облаков соединились, туча стала тяжелой и пошел дождь)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же произошло, когда капелька попала на землю? (Она прошла через почву и песок, очистилась, и стала прозрачной, как хрусталик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Так происходит круговорот воды в природе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и сама Капелька воды решила с нами познакомиться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У Капельки есть своя лаборатория, и она нас приглашает в гости.
- Ребята, а вы знаете, кто работает в лаборатории? Правильно, ученые. Они проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите для нас приготовлены лабораторные столы. Занимайте свои рабочие места.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Перед тем как начать работу, каждый ученый должен знать правила безопасности.
- Необходимо надеть защитную одежду.
- Нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться).
- Нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).
- Внимательно слушать инструкцию.
Проводим эксперименты с водой.
- Два стакана. Один пустой второй с чистой водой. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Это первое состояние воды.
КАПЕЛЬКА: Вы можете найти меня и в холодильнике. Там я в твердом состоянии. Кто я?
ДЕТИ: Лед. Снег
КАПЕЛЬКА: - Правильно, ребята, при низкой, холодной температуре я замерзаю и превращаюсь в твердое вещество – льдинку, снежинку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, лёд легче воды или тяжелее? (ответы детей) А мы сейчас проверим.
2. Возьмите лёд и положите его в стакан с водой и понаблюдайте утонет он, или нет.
Дети проделывают опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Лёд не утонул. Что это значит?
ДЕТИ: Лёд легче воды.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А если бы лёд был тяжелее воды, то он бы утонул. Что бы тогда произошло с реками и озёрами?
ДЕТИ: Всё живое в реках и озёрах погибло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята, лед, защищает от холода подводный мир. А снег - согревает наземный мир, растения, деревья. Он укрывает их своим снежным одеялом.
КАПЕЛЬКА: Я могу быть совсем легким, в виде пара.
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Вы все видели, как мама кипятит чайник. Когда чайник кипит, то идет пар. Вода испаряется, поднимается вверх, в виде пара, как туман.
КАПЕЛЬКА: Да, действительно при высокой температуре я закипаю и превращаюсь в пар. Это третье состояние воды, и оно называется - газообразное.
3. ВОСПИТАТЕЛЬ: – А теперь посмотрите, что будет, если я над паром подержу стекло (демонстрирую опыт: на стекле появились капли)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, стекло запотело.
ВОСПИТАТЕЛЬ: 4. Убираем стекло от пара. Пар со стекла превращается в капельки - это осадки в виде дождя, а если подует сильный холодный ветер, то осадки будут в виде снега.
КАПЕЛЬКА: Вот так я снова из пара, превращаюсь в капельку воды.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы на опытах подтвердили, что же происходит с водой в природе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я предлагаю вам поиграть, и закрепить свои знания о круговороте воды в природе.
Игра "Ходят капельки по кругу».
ВОСПИТАТЕЛЬ: 1-2-3- станьте капелькой воды.
Встретились мы в небе, в темно-синей туче. (сходятся в круг)
Пролились дождями, над высокой кручей. (перебираем пальчиками, расходимся из круга)
Ручейки, что реки, побежали в море. (руки друг другу на плечи. побежали по кругу)
Есть где разгуляться, нам теперь на воле. (Разлетаются в разные стороны, кружатся)
Но лучи лишь солнца, ярко засветились, (Прикрывают руками лицо)
Легким паром в небо, снова устремились. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Мы готовы в туче вновь соединиться, (Сходятся в круг)
Поджидаем время, чтоб дождем пролиться. (Разворачиваются, стряхивают руками)
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми.
– Кажется, что воды очень много, и ее должно хватить всем надолго. Но это не так. Человек не может пить соленую воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? Какая вода не вредна для здоровья? (ответы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Правильно, человеку нужна чистая пресная вода.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте с вами представим, что большие корабли, проплывающие по морю, сбросили нефть. И заводы сбросили свои отходы. И вода в море стала грязной. Как же ее можно очистить?
Давайте проведем опыт.
5. В стакан с чистой водой нальем немного масла. Посмотрите, растворилось ли оно? (Нет, плавает сверху в виде желтых капелек).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я сегодня утром набрала снег в стаканчики, и он растаял. Посмотрите, какая стала вода? (грязная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А сейчас мы вместе попробуем очистить эту грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим ватный диск и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
6. - Давайте теперь перельём эти растворы в чистые стаканчики через наши фильтры. Посмотрим, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Вывод 1: (ответы детей) Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод 2: (ответы детей) Грязь отфильтровалась частично.
Вода стала чистой, а фильтр стал грязный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.
КАПЕЛЬКА: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пресной воды остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к ней.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте сейчас мы прочитаем эти правил, запомним их и будем всегда выполнять:
- Не оставляйте мусор на берегу реки.
- Не бросайте мусор в воду.
- Не ловите обитателей водоемов.
- Не рвите водные цветы.
- Не сливайте отходы производства в реки, моря и озёра.
- Не мойте транспорт в реке.
- Плотно закрывайте кран.
- Берегите воду!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Без чистой воды и мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вам понравилось в лаборатории у Капельки?
ВОСПИТАТЕЛЬ: О каком важном явлении природы мы сегодня говорили? (О круговороте воды в природе)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Капелька снова будет ждать вас в гости, чтобы вместе проводить различные эксперименты. Ну а Капельке пора в новое путешествие. До свидания, Капелька!
КАПЕЛЬКА: До новых встреч, ребята!