Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Путешествие Капельки

Левина Елена Владимировна
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях воды.  Формировать  безопасное поведение детей в природе. 
Программное содержание:
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.  
Предварительная работа: 
  • Наблюдение за облаками, снегом, льдом, дождем.
  •  Чтение художественных произведений о воде.
  • Отгадывание загадок по теме.
  • Беседа с детьми о значении воды
  • Проведение отдельных опытов с водой
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
Материал:
  • Макет-игрушка Капелька. 
  • Для проведения опытов: фартуки, клеенка, прозрачные пластмассовые стаканы, вода, лед, растительное масло, гуашь, ложечки; фильтры (ватные диски, салфетки), воронки, электрический чайник, холодное стекло.
  • Презентация "Путешествие Капельки". Схема круговорота воды в природе.
  • Карточки на тему "Правила поведения на водоемах".
  Ход занятия.
 
Вводная часть (мотивационный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, однажды, я услышала, как за окном разговаривали дождевые капельки. Они очень весело рассказывали друг другу своих необычных путешествиях. Эти путешествия очень увлекательные и интересные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы хотите узнать, о рассказ одной капельки? (Ответы.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Очень хорошо! Я предлагаю вам отправиться в гости к капельке и все узнать. Согласны? (Ответы.)
 
Основная часть (содержательный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда в путь! Проходите, занимайте места на стульчиках.
(просмотр презентации «Путешествие Капельки»)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды в природе. Повторите, как называется путешествие? (Ответы.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда к нам пришла вода? (Из родника).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Куда дальше бежит родниковая вода? (в реку)
ВОСПИТАТЕЛЬ: От чего стали капельки подниматься к небу? (Наступили жаркие дни. И капельки стали испаряться, подниматься в небо, собираться в облака)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как образовалась огромная туча? (Много облаков соединились, туча стала тяжелой и пошел дождь)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же произошло, когда капелька попала на землю? (Она прошла через почву и песок, очистилась, и стала прозрачной, как хрусталик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: -  Так происходит круговорот воды в природе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и сама Капелька воды решила с нами познакомиться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У Капельки есть своя лаборатория, и она нас приглашает в гости.
- Ребята, а вы знаете, кто работает в лаборатории? Правильно, ученые. Они проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите для нас приготовлены лабораторные столы. Занимайте свои рабочие места.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Перед тем как начать работу, каждый ученый должен знать правила безопасности.
  1. Необходимо надеть защитную одежду.
  2. Нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться).
  3. Нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).
  4. Внимательно слушать инструкцию.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Для того, чтобы вы лучше поняли, как происходит круговорот воды в природе, Капелька хочет рассказать о своих чудесных превращениях и предлагает сделать опыт.
Проводим эксперименты с водой.
  1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Это первое состояние воды.
КАПЕЛЬКА: Я могу быть в жидком состоянии.
КАПЕЛЬКА: Вы можете найти меня и в холодильнике. Там я в твердом состоянии. Кто я?
ДЕТИ: Лед. Снег
КАПЕЛЬКА: - Правильно, ребята, при низкой, холодной температуре я замерзаю и превращаюсь в твердое вещество – льдинку, снежинку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, лёд легче воды или тяжелее? (ответы детей) А мы сейчас проверим.
2. Возьмите лёд и положите его в стакан с водой и понаблюдайте утонет он, или нет.
Дети проделывают опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Лёд не утонул. Что это значит?
ДЕТИ: Лёд легче воды.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А если бы лёд был тяжелее воды, то он бы утонул. Что бы тогда произошло с реками и озёрами?
ДЕТИ: Всё живое в реках и озёрах погибло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята, лед, защищает от холода подводный мир. А снег - согревает наземный мир, растения, деревья. Он укрывает их своим снежным одеялом.
КАПЕЛЬКА: Я могу быть совсем легким, в виде пара.
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Вы все видели, как мама кипятит чайник. Когда чайник кипит, то идет пар. Вода испаряется, поднимается вверх, в виде пара, как туман.
КАПЕЛЬКА: Да, действительно при высокой температуре я закипаю и превращаюсь в пар. Это третье состояние воды, и оно называется - газообразное.
3. ВОСПИТАТЕЛЬ: – А теперь посмотрите, что будет, если я над паром подержу стекло (демонстрирую опыт: на стекле появились капли)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, стекло запотело.
        ВОСПИТАТЕЛЬ: 4. Убираем стекло от пара. Пар со стекла превращается в капельки - это осадки в виде дождя, а если подует сильный холодный ветер, то осадки будут в виде снега.
КАПЕЛЬКА: Вот так я снова из пара, превращаюсь в капельку воды.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы на опытах подтвердили, что же происходит с водой в природе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я предлагаю вам поиграть, и закрепить свои знания о круговороте воды в природе.
Игра "Ходят капельки по кругу».
ВОСПИТАТЕЛЬ: 1-2-3- станьте капелькой воды.
Встретились мы в небе, в темно-синей туче.  (сходятся в круг)
Пролились дождями, над высокой кручей.     (перебираем пальчиками,                      расходимся из круга)
Ручейки, что реки, побежали в море.              (руки друг другу на плечи. побежали по кругу)
Есть где разгуляться, нам теперь на воле.       (Разлетаются в разные стороны, кружатся)
Но лучи лишь солнца, ярко засветились,        (Прикрывают руками лицо)
Легким паром в небо, снова устремились.      (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Мы готовы в туче вновь соединиться,            (Сходятся в круг)
Поджидаем время, чтоб дождем пролиться.  (Разворачиваются, стряхивают руками)
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми.
– Кажется, что воды очень много, и ее должно хватить всем надолго. Но это не так. Человек не может пить соленую воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? Какая вода не вредна для здоровья? (ответы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Правильно, человеку нужна чистая пресная вода.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте с вами представим, что большие корабли, проплывающие по морю, сбросили нефть. И заводы сбросили свои отходы. И вода в море стала грязной. Как же ее можно очистить?
Давайте проведем опыт.
5. В стакан с чистой водой нальем немного масла. Посмотрите, растворилось ли оно?  (Нет, плавает сверху в виде желтых капелек).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я сегодня утром набрала снег в стаканчики, и он растаял. Посмотрите, какая стала вода? (грязная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А сейчас мы вместе попробуем очистить эту грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим ватный диск и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
6. - Давайте теперь перельём эти растворы в чистые стаканчики через наши фильтры. Посмотрим, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Вывод 1: (ответы детей) Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод 2: (ответы детей) Грязь отфильтровалась частично.  
Вода стала чистой, а фильтр стал грязный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.
КАПЕЛЬКА: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пресной воды остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к ней.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте сейчас мы прочитаем эти правил, запомним их и будем  всегда выполнять:
  • Не оставляйте мусор на берегу реки.
  • Не бросайте мусор в воду.
  • Не ловите обитателей водоемов.
  • Не рвите водные цветы.
  • Не сливайте отходы производства в реки, моря и озёра.
  • Не мойте транспорт в реке.
  • Плотно закрывайте кран.
  • Берегите воду!
ВОСПИТАТЕЛЬ: – Конечно, нужно бережно относиться к воде, правильно вести себя во время отдыха на реке, озере, море.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Без чистой воды и мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вам понравилось в лаборатории у Капельки?
ВОСПИТАТЕЛЬ: О каком важном явлении природы мы сегодня говорили? (О круговороте воды в природе)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Капелька снова будет ждать вас в гости, чтобы вместе проводить различные эксперименты. Ну а Капельке пора в новое путешествие. До свидания, Капелька!
КАПЕЛЬКА: До новых встреч, ребята!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»