Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире

(из опыта работы)

Аксенова Светлана Владимировна

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «я хочу», «я не буду» и т.д.Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.Взрослые-хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно с помощью языка-важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом, зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира. ФГОСДО практикует познание, как образовательную область. Основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов, познавательных способностей дошкольников. Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. Поэтому некоторые формы работы нужно проводить на улице. Это могут быть наблюдения за живым объектом, игровые задания, экскурсии на природе. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи с живой и неживой природой. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа. Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета.

Например: зелёный цвет-трава, листья, желтый-солнце, одуванчики, синий-небо, колокольчики, красный-жучки, тюльпаны и все другое разноцветье.

Дети младшего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например, в дидактической игре «Волшебные мешочки» дети быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А, если положить в мешочек что-то новое, незнакомое, - они его тщательно изучают, исследуют прежде, чем назвать и сделать свои выводы (если это огурец-он гладкий, овальный, с бугорками, а если помидор-он круглый и гладкий). Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а моя задача-как воспитателя, помочь им в этом. Так, вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски она становится цветной. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет. Сухой песок сыплется, а мокрый - нет.

В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

В своей работе я активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком.

Приведу примеры некоторых из них.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».

Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.

Игра «Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Игра «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание: для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

Также использую различные покупные игрушки и игрушки-самоделки.

Игра-не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом не ощупь, затем по описанию, и наконец по ответам на поставленные вопросы к загадке.

Процесс изучения мира тесно связан с чувствительным восприятием ребёнка, что обогащает чувственный опыт, удовлетворяет потребность в сенсорных знаниях. Например, какие звуки запахи сейчас пропали, а летом мы их слышали, чувствовали? Или первый подснежник выглядывал из-под снега, что он видел? Дети начинают творить, размышлять, фантазировать.

Познавательна деятельность должна опираться на технологии развивающего обучения. Организуя занятия, я опираюсь на взаимодействие с детьми, создаю позитивный эмоциональный фон, поэтому мои методы и приемы доступны и просты.

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка через основной вид деятельности -игру, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать человеком.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»