Развитие предметной деятельности детей раннего возраста.
Пастухова Светлана Валентиновна,
воспитатель
Я работаю в группе с детьми раннего возраста от 2 до 3 лет. Вся группа разбита на центры активности.воспитатель
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Моя главная цель - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности).
В группе я стремлюсь, чтоб мои дети проявляли инициативу, делали свой выбор. Для этого насыщаю развивающую предметно-пространственную среду всевозможными интересными предметами для ребенка.
На втором году жизни круг действий, которые носят исследовательский характер, стремительно расширяется, формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется поведение. Овладение ходьбой дает возможность непосредственно общения с окружающим миром, способствует быстрому развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша.
особенностей данного возраста важно отметить:
• наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
• речь находится в стадии формирования;
• обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
• внимание, мышление, память непроизвольны .
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Развиваю речь детей, он понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду тебе читать книгу про колобка .". Понимает вопросы "Что у тебя в руках?". ( машинка, кукла и.т.д.) Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Рассматриваем с детьми картинки. Дети выделяют парную картинку по образцу.
В течении дня читаю детям простые рассказы, это позволяет детям понимать значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полныйразвивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Развиваю наглядно-действенное мышление детей с помощью сюжетно-ролевых игр, например, сюжетно – ролевая игра « Маша готовит обед». Я сама показываю сначала как, я буду действовать: возьму кружку, налью понарошку чай из чайника в кружку.
Цель : учу подбирать необходимые атрибуты взаимодействовать с взрослыми и детьми ( поставить кружки , блюдца, поцвету например Снежана поставила на стол синюю кружку ,и такого же цвета блюдце. Лера поставила на стол красную кружку ,и такого же цвета блюдце.
Я сама обыгрываю действие с игрушкой , а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т.д.). В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам.
Так же работаю над сенсорным развитием
Учу разбирать и складывать пирамиду без учета величины колец, собирать и разбирать стаканчики разных размеров, по цветам красный , желтый, синий, это плюс речевое развитие. Прятали под большой стаканчик маленький. Ребята с интересом находят нужные стаканчики, тем самым развивать образное мышление, и мелкую моторику.
Центр конструирования
Совместно со мной, дети строят различные постройки из лего домики , различные машинки, и поезда. Предлагаю детям разнообразные простейшие схемы для построек, тем самым развиваю у детей образное мышление и мелкую моторику.
В моей группе 14 детей. Возраст детей от 2 до 3 лет.
В начале учебного года была проведена диагностика развития каждого ребенка по индивидуальным особенностям.
Это помогло разделить детей по подгруппам и подобрать нужный материал для игр и занятий использовать в работе нужные приемы. В зависимости от той или иной дидактической цели.
Подбирала игрушки (пирамидки, матрешки, втулки, бочата, которые отличались различными признаками и свойствами (цветом, формой, величиной). Задача заключалась в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание ребенка на данные свойства предмета, а затем предложить ребенку выполнить ряд занятий на подбор игрушек по сходству или различию. например, занимаясь с матрешкой или бочонком, учила определять верхнюю и нижнюю ее половинки. приложить усилие, чтобы соединить части.
В начале года в занятии одновременно участвовало 3 ребенка, затем 4. Один и тот же материал повторяется несколько раз, в зависимости от сложности и усвоения детьми.
С детьми закрепляла знания о форме. Учила различать резко контрастные формы (шар и кубик). В одном шарики в другом кубик. "Шарики" круглые, гладкие, катятся. А кубик он не катиться, плоский. Предоставив ребенку, возможность манипулировать игрушками 2-3 минуты предлагая сложить все в ведерко. Возьми кубик, положи в другое ведерко.
Учила детей различать с резко контрастными размерами предметов: большой и маленький. В большой коробочке большие кубики, а маленькие в маленький.
Закрепляла знания о величине. Применяя сборно-разборные игрушки: матрешки, бочата. "Вот большая матрешка, а это маленькая. Маленькая матрешка будет прятаться в большую". Свои действия сопровождала словесными объяснениями.
С детьми собирала пирамидки. В ходе занятия показывала ребенку кольцо, обращая его внимание на то, какое оно красивое. После этого показывала ребенку стержень для нанизывания колец. Предлагала выполнить такое же действие ребенку. Если он не справлялся с заданием, говорила, что мы вместе наденем кольцо на стержень. Когда ребенок нанизывал все кольца хвалила его.
Занятия и умения, полученные на занятиях, закрепляла в самостоятельной деятельности. В свободное время давала детям пирамидки. матрешки. кубики. В результате проведенной работы дети научились производить несколько действий с одним предметом, понимать большой и маленький, различать форму (шар, куб, кирпичик).
Работая над этой темой, пришла к выводу: больше внимания уделять сенсорному воспитанию детей раннего возраста не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Главные задачи в моем самообразовании - это усовершенствование методики, поиск новых форм и методов работы по вопросам сенсорного воспитания.