Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе
Сундучок Деда Мороза
Демченко Елена Анатольевна
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка». Подготовительная к школе группа.Цель: Создание условий для развития музыкально-ритмического слуха у дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
Программное содержание:
- вызвать интерес у детей к классической музыке, продолжить знакомство с произведениями А.К.Лядова;
- развивать певческий голос у детей: упражнять детей в чистом интонировании терции и поступательном движении музыки вверх и вниз в пределах кварты (Музыкальное приветствие, песня «Сани Деда Мороза»);
- учить различать долгие и короткие звуки, создавать и повторять ритмически рисунок по схемам (Упражнение «Солнышко»);
- воспитывать выдержку, терпение и коммуникативные качества при взаимодействии с другими детьми (Коммуникативная игра с палочками);
- развивать инициативу и творческие способности у детей, самостоятельно подбирать музыкальный инструмент в соответствии с характером музыкального произведения.
- закреплять музыкально-ритмические навыки у детей, ритмично движения в парах.
- Слушание произведения А.К. Лядова «Кикимора»;
- Знакомство с длинными и короткими звуками;
- Упражнения с графическими ритмоформулами.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть.
Дети входят в зал под музыкальное сопровождение, выполняют перестроение и становятся полукругом у центральной стены.
Муз. рук. Дети, давайте споем музыкальное приветствие.
Музыкальное приветствие:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы поем!
«Здравствуйте, дети»
Дети поют: Здравствуйте!
Дети садятся на стулья. Музыкальный руководитель ставит на стол сундучок.
Муз.рук.: В наш детский сад принесли сундучок от Дедушки Мороза. Что же в сундучке? Давайте откроем его.
Муз.рук. открывает сундучок, достает из него открытку с изображением Деда Мороза.
Муз.рук.: Ребята, это письмо от деда Мороза. Я вам сейчас прочту его: «Дорогие ребята! Осталось немного времени до нашей встречи. Я отправил вам волшебный фонарик, расскажите ему о своих желаниях, и я постараюсь их исполнить. Р.S. Прежде, чем зажечь фонарик, выполните мои задания.
- Угадайте по музыкальному отрывку сказочного персонажа!
- Подберите нужные музыкальные инструменты к музыке.
- Найдите песенку про Деда Мороза в солнечных лучиках.
- Поиграйте с ледяными палочками.
- «Ну и до свидания!»
Слушание.
Муз.рук.: Сможем ли мы справиться с заданиями, ребята? Что ж, тогда приступим к первому заданию. Послушаем их.
Звучит пьеса А.Лядова «Кикимора»
Муз.рук.: О каком сказочном персонаже рассказывает нам эта музыка??
Ответы детей…
Муз.рук.: Кто написал это произведение? Петербургский композитор Анатолий Константинович Лядов. А теперь посмотрите ролик и послушайте еще одно произведение этого композитора.
Дети просматривают музыкальный ролик «Музыкальная табакерка» А.К. Лядова. (ИКТ)
Муз.рук. В старину использовали нюхательный табак для лечения. Его держали в специальной шкатулке, которая называлась табакерка. Иногда табакерки снабжали музыкальным механизмом. Музыка начинала играть только тогда, когда у шкатулочки открывали крышку. Послушайте как в сказке В. Одоевского «Городок в табакерке» рассказывается о ней.
«Какая прекрасная табакерка! А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые. А деревья-то также золотые, а листики на них серебряные. А за деревьями встает солнышко, и от него лучи расходятся по всему небу... Вдруг невидимо где заиграла музыка... музыка играла точно в табакерке. ... а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок все светлее и светлее. Между тем, музыка играет да играет. Только вот все тише да тише...».
Как вы думаете, какие музыкальные инструменты нужно выбрать, чтобы сыграть вместе с табакеркой и правильно передать характер музыки?
Ответы детей….
Правильно, звенящие - треугольники, металлофоны, колокольчики. Ведь звучание инструмента должно быть очень прозрачным, Сейчас мы еще раз будем слушать пьесу А. Лядова и подыгрывать музыке на инструментах. Не забудьте, что звук должен быть очень легкий, тихий и чистый, будто хрустальный.
Игра на ДМИ.
Дети слушают пьесу «Музыкальная табакерка» и подыгрывают на ДМИ: колокольчиках, треугольниках.
Муз.рук.: Вы все справились с этим заданием, и можно приступить ко второй задаче.
Развитие слуха и голоса.
Музыкальный руководитель просит ребенка найти в сундучке солнечные лучики (длинные оранжевые и короткие желтые).
а) Дидактическая игра «Поющие лучики» Муз.рук.: Посмотрите наши лучики разной длинны. Длинные лучики поют долгое – «та». Короткие лучики поют короткий звук «ти».
Дети поют долгое «ти» и короткое «та» со своими ленточками «лучиками».
б) Дидактическая игра на развитие ритмического слуха «Выложи ритмический рисунок»
Муз.рук.: Давайте выложим песенку с помощью лучиков "Ти-ти-та, ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-та-та".
Дети вкладывают на полу ритмический рисунок короткими и длинными ленточками.
Муз.рук.: А теперь прохлопаем этот ритмический рисунок.
Дети хлопками предают ритмический рисунок.
Муз.рук.: Дети, какая песенка у нас получилась?
Ответы детей.
Муз.рук.: Правильно, это песенка «Сани Деда Мороза»
Пение.
Муз.рук.: Давайте споем эту песню сопровождая хлопками.
Песня «Едет воз» (автор А.Березняк)
Дети поют песню в разных тональностях, постепенно поднимаясь вверх.
Муз.рук.: Молодцы! Какое задание нам нужно еще выполнить?
Музыкальный руководитель просит ребенка найти в сундучке ледяные палочки (деревянные палочки).
Музыкально-ритмическая игра.
Муз.рук.: Что умеют делать эти палочки?
Ответы детей…
Муз.рук.: Давайте мы с ними поиграем.
Коммуникативная музыкально-ритмическая игра с палочками «Передай палочки по кругу» (Технологии И.Каплуновой и И.Новоскольцевой)
Музыкально –ритмические движения. Танец.
Муз.рук.: Ребята, в сундучке ничего не осталось, а фонарик не загорается. На нем маленькая записка. Что же в ней написано. Сейчас прочтем.
Муз.рук. читает «Что б на празднике у елки с вами мне не заскучать, постарайтесь, вы друзья, научиться танцевать.» А мы умеем танцевать?
Коммуникативный танец-игра «Ну, и до свидания!»
3. Заключительная часть.
Муз. руководитель зажигает фонарь, показывает его детям.
Муз.рук.: Посмотрите, дети. Это фонарь Деда Мороза. Мы загадаем свои новогодние желания, а фонарик передаст их Деду Морозу.
Звучит волшебная музыка.
Дети сидят вокруг фонарика, загадывают желания.
Рефлексия.
Муз.рук.: Ребята, вы молодцы, дед Мороз вам дарит звездочки Выбирайте ту, которая вам больше всего вам понравится. (звездочки эмоции: радость, грусть, нейтральная.
Муз.рук.: До свидания, дети!
Дети: До свидания!
Дети идут со своими звездочками в группу.