Конспект математического досуга в старшей группе с использованием развивающих игр
Путешествие по сказкам Корнея Чуковского
Яруничева Светлана Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку; доставить детям радость от игр развивающей направленности. Учить детей общаться со сверстниками, оказывая взаимопомощь.воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Кировского района Санкт-Петербурга
Задачи:
- Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, определять и называть углы листа.
- Закрепить знания о последовательности дней недели.
- Продолжать знакомить детей с составом числа 5 из двух меньших чисел.
- Закрепить навыки количественного счета. Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов.
- Закреплять умение находить геометрические фигуры (блоки) по заданным свойствам (форме, цвету, величине).
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Ход досуга:
-Ребятки, пришла я сегодня в детский сад, а на столе лежит книга «Сказки Корнея Чуковского». Садитесь. Давайте рассмотрим картинки, вспомним знакомые сказки.
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться...
-Ой, ребята, из этой книги пропали все иллюстрации. Здесь какое-то послание. Если картинки не вернуть, сказки могут исчезнуть навсегда. Вернуть картинки нам поможет чудо - дерево. Но как же нам попасть к Чудо -дереву? Посмотрите, лежит ключик, значит, где-то должен быть замок. А вот и замки. Если мы
найдем замок для этого ключика, то попадем в сказку. А чудо - дерево поможет нам собрать остальные ключики и тогда в нашу книжку вернуться все картинки. И сказки будут спасены. Вы хотите помочь?
Теперь необходимо подобрать к этому ключику замок. (Дети подбирают замок)
Воспитатель: Замок открыт. Давайте все вместе закроем глазки и скажем волшебные слова:
Тили-тили-тили-бом
Открывайся сказки дом (звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке.
Что с Чудо -деревом случилось?
Посмотрите-ка, друзья…
В сказках что-то приключилось,
Листья выросли не зря.
Звучит аудиозапись: Чудо-дерево:
Ой, ребятки, помогайте,
Сказки наши выручайте!
Странички в книжке пропали,
Надо чтобы вы ключики собрали
Волшебный листочек, как оторвёте –
в сказку Чуковского вы попадёте.
Воспитатель: Ребята, как только мы оторвем листочек, так сразу попадем в сказку Корнея Чуковского, где очень нужна наша помощь.
Найдем листочек с цифрой 1 и отправимсяся в первую сказку. Маша, найди листочек и оторви его.
Ребенок выполняет задание .(звучит музыка)
Воспитатель: Как вы думаете, в какую сказку мы попали? Почему вы так решили? (На столе заяц с перевязанной лапкой, чемоданчик доктора)
Дети: В сказку «Айболит». Потому что здесь заяц с перевязанной лапкой, чемоданчик доктора.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы в сказке «Айболит». На листочке задание для нас: Доктор Айболит собирается в Африку, к больным животным, подготовил свой чемоданчик.
-Но он не знает дороги, потому что у него нет карты. Мы должны помочь-составить карту. (Детям раздаются листы бумаги и карточки с обозначением леса, моря, гор, Африки и деревом Айболита )
Воспитатель.: Дерево Айболита находится в верхнем правом углу , море - в нижнем левом углу, лес - в верхнем левом углу, горы - в нижнем правом углу, Африка - в середине карты.
Дети составляют карту.
Воспитатель: “Где находится море на нашей карте?
Дети: Море находится в нижнем левом углу.
Воспитатель: Где находятся горы?
Дети: Горы — в нижнем правом углу.
Воспитатель: Где находится лес?
Дети: Лес -в верхнем левом углу.
Воспитатель: Где находится Африка?
Дети: Африка- в середине карты.
Воспитатель: Теперь Айболит быстрее доберется до Африки. Мы аккуратно сложим карты у его чемоданчика. Ребята, добрый доктор Айболит благодарит вас, когда он вернется из Африки тоже вас вылечит. Вас надо лечить?
Физминутка:
1. Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
2. Как орлы, летим, парим,
Во все стороны глядим.
Это – Африка - страна!
Наша помощь здесь нужна.
3. Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
4Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
5. Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
Воспитатель: А теперь нам надо найти ключик. Посмотрите , что держит зайка в лапках?
Дети: Ключик!
Воспитатель: Вот молодцы! Помогли Айболиту, нашли ключик. Возвращаемся к Чудо-дереву. Ключики будем складывать под дерево. Отрываем второй листочек. Стасик, найди листочек с цифрой 2.
Ребенок отрывает листочек. (звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы оказались в следующей сказке. Посмотрите, здесь посуда поломана, побита и помоями облита.
...И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
-Ребята, вы догадались, в какой мы с вами сказке?
Дети: Федорино горе.
Воспитатель: Посуда уже простила Федору, но не может выбраться из леса. Давайте сделаем тропинку в лесу до домика Федоры. Тропинку сделаем разноцветную, чтобы она была заметна в лесу. Возьмите конверты, достаньте все фигурки и черный квадрат. Сделаем черный квадрат цветным, а потом выложим тропинку.
Игра «Сложи квадрат». (Дети складывают каждый свой квадрат)
Воспитатель: Вот теперь посуда не заблудится, а удачно доберется до домика Федоры. Нам надо найти ключик в сказке Федорино горе. В домике Федоры еще один ключик от нашей книги. Возвращаемся к Чудо-дереву. Кто найдет листок с цифрой 3? (ребенок находит листок и срывает его с дерева)
Воспитатель: Ребята, вы догадались в какую сказку мы пришли? (на столе стоит самовар, на 4-х подносах стоят чашки, игрушки насекомых)
Дети: В сказку «Муха-Цокотуха».
Воспитатель: Ребята, Муха-Цокотуха купила самовар во второй день недели, а гостей пригласила на следующий день. В какой день недели придут гости к имениннице.
Дети: Гости придут в среду.
Воспитатель: А сколько всего дней в неделе?
Дети; В неделе семь дней.
Воспитатель: Сколько выходных дней в неделе? Назовите эти дни.
Дети: Два выходных дня. Это суббота и воскресенье.
Воспитатель: Мухе-Цокотухе надо подготовиться к приходу гостей - накрыть столы. Но Муха-Цокотуха не умеет считать, надо помочь ей расставить чашки на подносах. На каждом подносе должно быть по 5 чашек. Для этого посчитайте сколько чашек на белом подносе?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Добавьте столько чашек, чтобы всего стало 5 чашек.
Сколько добавили чашек?
Дети: Одну.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что 4 и 1 - это 5 .
Воспитатель: Маша, обозначь цифрами. сколько было чашек. (Дети находят и выкладывают цифру 4)
Воспитатель: Сколько добавили чашек? ( Дети находят и выкладывают цифру 1)
Воспитатель: Посчитайте сколько чашек на розовом подносе?
Дети: Две.
Воспитатель: Добавьте столько чашек, чтобы всего стало 5 .
Сколько добавили чашек?
Дети: Три чашки.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что 2 и 3 - это 5 .
Воспитатель: Алена, обозначь цифрами сколько было чашек (ребенок находит и выкладывает цифру 2) Сколько добавили чашек? ( ребенок находит и выкладывают цифру 3)
Воспитатель: Посчитайте сколько чашек на красном подносе?
Дети: Одна.
Воспитатель: Добавьте столько чашек, чтобы всего стало 5 .
Сколько добавили чашек?
Дети: Четыре чашки.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что 1 и 4 - это 5 .
Воспитатель: Илья, обозначь цифрами. сколько было чашек. (Ребенок находит и выкладывает цифру 1) Сколько добавили чашек? ( Ребенок находит и выкладывает цифру 4)
Помогли мухе накрыть на стол. Мы с вами в сказке, давайте превратимся в насекомых и потанцуем (дети одевают маски ).
Танец «Букашек»
Воспитатель: Вот молодцы! Помогли и Мухе-Цокотухе, посмотрим где-же
спрятан ключик?
Дети: Ключик на самоваре.
Воспитатель: Возвращаемся к Чудо-дереву. Ключик положим под дерево. Отрываем четвертый листочек. Толя, найди листочек с цифрой 4.
Ребенок отрывает листочек. (звучит музыка)
Воспитатель: Дети, кто догадается, в какую сказку мы попали.
Море пламенем горит...
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами, И сушеными грибами...
Дети: В сказку «Путаница».
Воспитатель: Кто потушил море?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Но с той бабочкой случилось несчастье — бабочка повредила крылышко. И теперь некому в сказке потушить море. Я предлагаю из кубиков сложить бабочек. Бабочки прилетят, крылышками помашут и море потухнет.
Игра «Сложи узор». Дети по образцу выкладывают бабочку из 9 кубиков.
Воспитатель: Вот молодцы! Помогли потушить море в сказке «Путаница».
Кто из моря вытащит ключик?
Дети достают ключик.
Воспитатель: Возвращаемся к Чудо-дереву. Ключик положим под дерево. Отрываем пятый листочек. Варя, найди листочек с цифрой 5.
Ребенок отрывает листочек.
Звучит аудиозапись звонка телефона. Воспитатель подходит к телефону, поднимает трубку.
-Алло! Кто говорит?
Звучит аудиозапись, отвечают газели:
- Неужели в самом деле
Все качели погорели?
Воспитатель отвечает по телефону:
- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами проверим, что не сгорели карусели и качели уцелели. Хотите прокатиться?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда надо в кассе взять билеты и найти свое место на карусели. Возьмите карточку и подберите по ней свою фигуру, свое место на карусели.
Игра с блоками Дьенеша «Найди фигуру».
Дети подходят к «кассе», берут по одной карточке и выбирают «место» на карусели. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
П/И «Карусель»
Воспитатель: Понравилось вам кататься на карусели?
Дети: Понравилось.
Воспитатель: А теперь найдем ключик. Вернемся к Чудо-дереву. Сколько ключиков мы собрали?
Дети: Всего пять ключиков.
Воспитатель: Все ключи собраны, теперь подберем к замкам. подходящие по форме ключи.
Игра «Подбери ключ к замку» .
Дети подбирают ключи, открывают книгу.
Воспитатель: Вот и появились картинки в нашей книжке.
Звучит аудиозапись. Чудо-Дерево:
Вот, ребята, молодцы!
Нашим сказкам помогли!
Вам спасибо говорю,
И подарки вам дарю.
Дети под деревом забирают коробку с подарками.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад! Мы сейчас закроем глазки и скажем волшебные слова: Тили-тили-тили-бом, закрывайся сказки дом!
Дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад!
- Вы помогли героям сказок справиться с трудными заданиями.
- Что в путешествии было самым трудным?
- Какой ключ достался вам легче всего?
- Благодаря слаженной и дружной работе мы выполнили много разных заданий: и простых, и сложных. Большое всем спасибо!