Богатыри земли русской
- Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, князьях-воителях и полководцах – защитниках Отечества.
- Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами.
- Рассмотреть доспехи и оружие древних русских воинов.
- Познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: героизмом русских солдат и простого народа;
- Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
- Формировать навыки общения между детьми и взрослыми.
Ход занятия.
Дети входят в группу и осматриваются.
Экскурсовод. Мы находимся с вами в Музее доблести и славы воинов русской земли. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции, необходимо вспомнить правила поведения в музее. Какие же правила вы знаете?
Дети. В музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, находящимся в этом зале.
В музее надо внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
Экскурсовод. Я приготовила к вашему приходу несколько картинок – моделей, рассказывающих о поведении в музее. Мы сейчас их вместе выберем и повесим на видное место, чтобы другие посетители тоже помнили об этих правилах.
Дидактическая игра «Подбери нужную модель»
Экскурсовод. Как вы думаете, почему нужно выполнять все эти правила?
Дети. Экспонаты старые, они могут рассыпаться, вещи станут грязными от наших рук, а стирать их нельзя.
Экскурсовод. Всё, что вы сказали, правильно. Теперь можно начинать знакомство с экспозицией этого зала. Экспозиция, представленная здесь, включает в себя историю воинской доблести и славы с древних времён до настоящего времени.
Друзья мои, мы уже много раз произнесли слова: экспонат, экспозиция. Что такое экспонат, экспозиция?
Дети. Вещи, предметы, выставка.
Экскурсовод. Правильно!
На экране появляется слайд №1
Экскурсовод. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?
Дети. “Три богатыря”.
Экскурсовод. Назовите богатырей.
Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... И шла по Руси великой слава о русских богатырях! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.
На экране слайд №2
Экскурсовод. Верой и правдой служат они своей Отчизне. Посмотрите, какое у них оружие, могучие кони. Кто знает, как называется оружие богатырей?
Дети. Меч, щит, копьё, лук, стрелы, булава-палица.
На экране слайд №3
Экскурсовод. Ребята, а это что перед вами?
Дети. Одежда богатырей
Экскурсовод. Правильно . Обратите внимание на доспехи богатырей, назывались они кольчуги и собирали их из металлических колец и пластин кузнецы.
Кольца в кольчуге крепились, цепляясь друг за друга. Я вам сейчас предлагаю сделать такую цепь.
Развивающая игра «Цепь»
Дети встают в круг и по сигналу водящего (один хлопок в ладоши) сцепляют руки. Когда водящий хлопает два раза – руки освобождаются и играющие расходятся в разные стороны. На один хлопок нужно снова встать в круг и сцепить руки.
Экскурсовод. А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети. Русь.
Экскурсовод. А людей, которые жили на Руси?
Дети. Русичи.
Экскурсовод. А что вы знаете о них? Какими они были?
Дети. Русичи были очень храбрые, смелые, добрые, гостеприимные, светловолосые, голубоглазые.
Экскурсовод. Ребята, вы знаете, что наша Родина очень красивая...
Дети. Богатая, чудная, большая, огромная, необъятная.
Экскурсовод. Очень хорошо вы сказали. А в стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.
Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города, деревни, православные церкви, убивали людей, а многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство. Поэтому нашему народу постоянно приходилось защищаться от врагов. Во главе дружин стояли мудрые, умные полководцы.
На экране слайд №4
Посмотрите на этот портрет. Перед вами – великий князь Александр Невский. Дети, а за что князю Александру народ дал прозвание Невский? (Почему его народ стал называть Невским?)
Дети. За победу на реке Неве. За победу над шведами на Неве.
Экскурсовод. Александр Невский так и вошёл в историю под этим прозванием. А какую хитрость он применил при разгроме шведов? Шведов было много, а у Александра всего тысяча воинов, пятьсот пеших и пятьсот всадников. Александр Невский внезапно налетел на шведов, когда они отдыхали на берегу Невы. А ещё он послал своего воина Мишу, который топориком прорубил у кораблей днище (дно). Шведы бросились при отступлении на корабли, и все вместе с кораблями пошли ко дну. Так Александр разгромил врага и сказал такие слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”.
Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»
Дружно встали Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо…
Экскурсовод. На этом портрете изображен ещё один известный воин, князь Дмитрий Донской. При нём построили вокруг Кремля белые стены.
На экране слайд №6
Экскурсовод. Как вы думаете, почему стены белые?
Дети. Из камня
Экскурсовод. Зачем Дмитрий Донской решил сделать каменные стены
Дети. Лучше защищают от врага, огонь им не страшен.
Став Московским князем, он стремился объединить все княжества в одно, чтобы оно было сильным и могло защитить земли русские от нападения татар. Он несколько раз разбивал их отряды. А правил в это время хан Мамай. Мамай решил проучить молодого московского князя Дмитрия. Он собрал огромное войско и пошёл на Москву, а всем своим воинам приказал сжигать города, сёла, разорять церкви, убивать всех людей. Дмитрий, узнав об этом, послал гонцов во все княжества, чтобы князья пришли с дружинами на битву, а сам поехал к Сергию Радонежскому за благословением перед битвой. Отец Сергий благословил Дмитрия и его войско и сказал: “Бог пошлёт тебе победу над врагами. Но победа будет дорого стоить”. Дети, как это понять?
Дети. Погибнет много людей.
Экскурсовод. На Куликовом поле, на берегу реки Дон сошлись два войска. Битва была ужасная. Много полегло русичей и татар. Но победили русичи. Всё поле было усеяно телами погибших, как скошенной травой.
После сражения не могли найти князя Дмитрия. Его не было ни среди живых, ни среди раненых. Стали искать среди убитых. Нашли его всего израненного и без сознания под срубленными ветками. Когда перевязывали раны, князь открыл глаза, и все воины закричали: “Слава! Слава! Победа!” Князя Дмитрия посадили на коня, и он объехал с дружиной поле сражения.
Потом две недели хоронили погибших. Хан Мамай бежал в другую страну, где его убили свои . А князя Дмитрия народ стал называть Донским.
Экскурсовод. После победы русичей в Куликовской битве и Орда, и весь мир поняли, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру отцов до последней капли крови. Силой покорить русичей не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.
Ребята, мы сейчас вспомнили многих великих князей-воителей и полководцев. Как вы думаете, они выросли и сразу стали полководцами?
Дети. Их учили воинскому делу с четырёх лет.
Экскурсовод. Да, на Руси был обычай “Посажение на коня” в три года. Маленького княжича сажали на коня, и он должен был удержаться в седле. С четырёх лет княжичей обучали воинскому делу. Учили владеть оружием: стрелять из лука, сражаться мечом, защищаться щитом. Какое это было оружие?
Дети. Оно было лёгкое из липового дерева.
Экскурсовод. В семь лет княжичам давали тяжёлое оружие. Какое же это было оружие?
Дети. Деревянное. Из тяжёлого дуба.
Экскурсовод. Молодцы! Правильно! И только в четырнадцать лет им давали настоящее оружие.
На сегодня наша экскурсия заканчивается, мы с вами много успели узнать и посмотреть. А теперь я предлагаю сделать своего богатыря.
На столах для детей приготовлены: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, карандаши, клей, природный материал, бросовый материал.
Художественно – эстетическое развитие
«Богатырь»