Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП
На помощь Дюймовочке
Ковалева Марина Алексеевна,
воспитатель
Возрастная адресованность: дети 6 – 7 лет.воспитатель
Длительность: 30 - 35 минут
Цель: развитие умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, решать логические задачи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1. Развитие воображения в игровой деятельности: соотнесение схематического изображения с реальным объектом.
2. Развитие логического и абстрактного мышления: формирование первичных представлений о пространственных отношениях объектов, умения читать простейшие схемы. Формирование представлений о времени.
3. Формирование умения аргументировать свои высказывания. Развитие умения действовать в соответствии со словесной инструкцией. Обогащение и активизация словаря: схема, верхний левый, нижний левый, верхний правый, нижний правый, центр, ряд, столбик, который по прядку,
4. Освоение и применение способов плоского абстрактного изображения знакомых предметов и объектов.
Предварительная деятельность:
Чтение сказки «Дюймовочка», составление различных изображений, как по образцу, так и по собственному замыслу (кубики из набора «Сложи узор» Б.П. Никитина), рисование на тему «Дюймовка на кувшинке».
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал: письмо, изображение Дюймовочки; схемы: цветы (кувшинки), жаба, бабочки, дома.
Раздаточный материал: набор «Сложи узор» Б. Никитина (16 кубиков) - на каждого ребенка. Схемы (см. приложение).
Примерный ход НОД.
1. Организационная часть:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня в детский сад пришло письмо, демонстрирует письмо и спрашивает детей, хотят ли они узнать его содержание.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, старая Жаба снова унесла скорлупку с Дюймовочкой и оставила девочку одну на болоте. Дюймовочке нужна ваша помощь, если вы смелые, внимательные, если вы не боитесь трудностей, поспешите к ней на помощь. Ваш друг Мотылек»
Воспитатель предлагает детям помочь Дюймовочке:
«Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей
Ждут вас испытания
Сложные задания».
Детям предлагают сесть за столы, на которых лежат кубики (у каждого ребенка 16 кубиков из набора «Сложи узор»).
2. Основная часть
Воспитатель сообщает детям, что спасти Дюймовочку помогут волшебные кубики.
Воспитатель рассказывает детям историю, которую дети иллюстрируют с помощью кубиков набора «Сложи узор». Каждая часть истории является заданием на конструирование по схеме. Перед каждым заданием воспитатель кладет перед ребенком новую схему. В случае если выполнение задания вызывает у ребенка затруднение, воспитатель помогает ему найти правильное решение.
- Рассказ воспитателя: «Из скорлупки ореха была сделана ее колыбелька. Когда Дюймовочка спала, в открытое окно запрыгнула Жаба. Посмотрите, какой была жаба».
- Сколько жаб появилось на окне? (1 Жаба)
- Какого цвета квадраты вам понадобятся? (желтые, желто-синие)
- Сколько желто-синих квадратов и сколько желтых квадратов понадобится для того, чтобы сделать жабу? (12 сине-желтых и 4 желтых кубика)
- Какого цвета жабы? (желтые)
Воспитатель хвалит детей, которые справились с заданием, в случае затруднения у детей помогает.
2. Рассказ воспитателя: «Унесли жабы Дюймовочку на болото и поставили скорлупку на кувшинку, а сами уплыли. Вот проснулась Дюймовочка. А вокруг очень много красивых кувшинок. Посмотрите, какой была кувшинка».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопросы. Вопросы к детям:
- Какого цвета кувшинки, какого цвета фон? (Красные кувшинки на белом фоне)
- Сколько на схеме белых квадратов, сколько красных квадратов, сколько красно-белых квадратов?
- Какого цвета кувшинки? (Красные и белые)
- Сколько кубиков понадобится для того, чтобы сложить кувшинку? Давайте посчитаем (16 кубиков)
- Каких квадратов больше: белых или красно-белых? (белых – 4, а красно-белых - 8)
Воспитатель хвалит детей, которые справились с заданием, в случае затруднения у детей помогает.
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и поиграть
Проводится физкультминутка.
Встаньте ровно, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. |
Ноги на ширине плеч, тянутся вверх, поднимая руки |
Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. |
Распрямляют плечи, поднимают и опускают плечи |
Влево, вправо повернулись. | Руки на поясе, поворачивают туловище влево, вправо. |
Руками пола коснулись. | Нагибаются, касаясь руками пола |
Сели-встали, сели-встали | Приседают на корточки и встают |
И на месте побежали. | Бегут на месте |
Дюймовочка завтракает утром, а ужинает (вечером)
Катается на коньках зимой, а купается в речке... (летом)
Она обедает днём, а завтракает... (утром)
Солнце светит днём, а луна... (ночью)
Листья распускаются весной, а падают с деревьев... (осенью)
Детей приглашают вернуться за столы.
3. Рассказ воспитателя: «Дюймовочка увидела, как к кувшинке подплыли рыбки. Рыбки со всей речки собрались у листа кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и перегрызли стебелек листа».
Инструкция: «Посмотрите на рыбок на схеме. Сделайте таких же рыбок из кубиков».
Воспитатель хвалит детей, которые справились с заданием, в случае затруднения у детей помогает.
4. Рассказ воспитателя: «И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж старая жаба никак не догонит Дюймовочку. Легкий белый мотылек кружился над Дюймовочкой и, наконец, опустился на лист – уж очень ему понравилась эта крошечная путешественница».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопросы. Вопросы к детям:
- Сколько нужно кубиков, чтобы сложить узор? (4 кубика)
5. Рассказ воспитателя: «А Дюймовочка сняла свой шелковый пояс, один конец набросила на мотылька, другой привязала к листу, и листок поплыл еще быстрее. Мотылек доставил лист кувшинки к берегу реки на котором стоял дом Дюймовочки».
Вопросы к детям:
- Квадраты какого цвета мы видим на схеме? (желтые, красные, белые и бело-желтые)
- Сколько красных квадратов нужно, чтобы сделать окошко? (2 красных квадрата)
- Квадратов какого цвета больше всего на схеме? (8 желтых квадратов)
Воспитатель хвалит детей, которые справились с заданием, в случае затруднения у детей помогает.
3. Заключительная часть
Воспитатель сообщает детям, что с помощью волшебных кубиков они помогли Дюймовочке вернуться домой. История получилась очень интересная и красивая. Воспитатель предлагает желающим детям поиграть с кубиками еще.
Последующая работа.
В режиме культурных практик детям предлагается с помощью кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор» самим придумать схемы (иллюстрации) к знакомым сказкам и составить альбом зарисованных схем.