Птицы улетают на юг
Домрачева Елена Викторовна,
ГБДОУ детский сад № 99
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад № 99
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему:
«Птицы на юг улетают»
Воспитатель: Домрачева Е.В.
Цели: дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; формировать обобщенное представление о перелетных птицах (различать перелетных и зимующих птиц по основному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище и способом ее добывания); углублять представления о причинах отлета птиц; активизировать словарь: перелетные, зимующие, корм, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, размножение и т.д.; совершенствовать умение изобразительными средствами ( в рисунке) передать картину отлета птиц осенью; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; развивать выразительную речь, логическое мышление.
Предварительная работа: чтение рассказов о птицах (Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», «Занимательное природоведение», - «Птичьи носы»); рассказы М. Пришвина «Дятел», Е. Чарушина «Воробей», «Сорока», «Цапля», Б. Житкова «Галка», В. Осеевой «Сороки», стихи, загадки, пословицы, экскурсии в лес: «Лес, точно терем расписной», «Куда улетели птицы?», «Птицы на нашем участке»; подвижные игры: «Кошка и птицы», «Перелет птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птицы и буря»; рассматривание картин, иллюстраций о птицах; прослушивание записи «Голоса птиц»; пение песен («Журавушка»); театрализованные игры-этюды «Мы птички»; настольно-печатные игры: «Времена года»; рисование и вырезание птичек; оформление альбомов «Улетают, улетели», «Перелетные птицы».
Материалы к занятию: стихотворение М. Ивенсон «Птицы на юг улетают», Е. Благининой «Улетают, улетели»; загадки о перелетных и зимующих птицах; иллюстрации «Перелетные птицы. Зимующие птицы» (пособие), карточки «Моделирование. Птица»; составление рассказа – описание птицы; физминутка «Хочу быть птичкой», телефон, записи «Голоса птиц», «Сентябрь» П.И. Чайковского; игры по ФЭМП и развитию речи: п/и «Перелет птиц»; альбомные листы, изобразительные средства.
Организация детей: дети свободно располагаются в группе.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей послушать стихотворения
Читает ребенок:
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
(М. Ивенсон)
В-ль: - Дети, о ком это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?
Птицы осенью улетают в теплые края. От этого нам становится немного грустно. Сегодня мы с вами побеседуем о птицах. Кто такие птицы? (Выставляется д/и «Моделирование птицы». Дети называют отличительные признаки птицы: голова, туловище, хвост, 2 ноги, 2 крыла, клюв, оперение.) Этим птицы отличаются от других.
Раздается телефонный звонок: звонит Баба-Яга. Она сообщает о том, что у нее случилась беда: «Моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а сейчас и не слыхать их и не видать. Изредка постучит дятел и – тишина. Вот, беда-то какая, птицы пропали»
В-ль: - Не расстраивайся, Баба-Яга, мы с ребятами сейчас во всем разберемся! Ребята потом тебе напишут и «нарисуют» письмо и отправят его по почте в лес.
- Дети, какое же время года наступило?
- Что изменилось в природе осенью?
- Как ведут себя птицы?
В-ль: - Да, птицы осенью улетают на юг, в теплые края.
- Как называются такие птицы? (Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточка, грач, утка, стриж, скворец, кукушка, журавль, лебедь, трясогузка)
- Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением перелетных птиц. Опишите понравившуюся вам птичку.
Д/и «Опиши птицу» - выставляется таблица, затем проводится физминутка «Хочу быть птичкой»:
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал:
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо,
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
В-ль: - Устали птички, а теперь давайте отдохнем! Усаживайтесь поудобнее на коврик, поиграем в «Загадайку-Отгадайку» и «Что лишнее» - дети загадывают загадки о птицах, отгадывают и указывают лишнюю птичку.
Загадки:
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона)
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам – враг. (Грач)
В-ль: - Давайте посчитаем, сколько всего птичек, какой цифрой обозначается; укажите, которая по счету птичка; сколько перелетных птиц, положите на одну больше зимующих, сравните.
Проводятся игры: «Сколько?», «Который по счету?», «Больше – меньше».
В-ль: - Молодцы, ребята! Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели»:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли,
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
В-ль: - Почему многие птицы улетают на юг?
- С приходом осени начинает холодать, корма для птиц становится все меньше. Птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
- Каких вы знаете зимующих птиц? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны)
- Почему же зимующие птицы живут у нас целый год, а перелетные – нет?
Дети: - Зимующие птицы не боятся морозов, ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях.
В-ль: - Как перелетные птицы ведут себя летом и осенью у нас?
Дети: - Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы вернуться в родные края весной.
В-ль: - Что происходит осенью с кормом для птиц? (Его становится все меньше. Сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян)
- В зависимости от того, какой корм употребляют перелетные птицы, на какие группы они делятся? (Насекомоядные и зерноядные)
- Почему одни птицы улетают раньше, другие – позже. (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые и птицам уже нечем питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно)
- А как отличить насекомоядных птиц от зерноядных? (По клюву: у насекомоядных он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее ловить насекомых. Это ласточка, кукушка, соловей. У зерноядных клюв толстый и твердый. У хищных птиц клюв крючком, чтобы разрывать мясо)
- Как птицы готовятся к отлету? (Осенью они ведут себя очень беспокойно. Собравшись в стаи они стремительно носятся в воздухе, усиливается гомон птиц)
Игры: «Какие действия выполняют птицы?» - летают, щебечут, прыгают, клюют, порхают, носятся, хватают, купаются;
«У кого кто?» -
у грача – грачонок – грачата;
у утки – утенок – утята;
у лебедя – лебеденок – лебедята;
у соловья – соловьенок – соловьята;
у скворца – скворчонок – скворчата;
у журавля – журавленок – журавлята;
у аиста – аистенок – аистята.
«Чей хвост у кого?» -
журавлиный хвост у журавля;
грачиный хвост у грача;
лебединый хвост у лебедя;
утиный хвост у утки;
гусиный хвост у гуся;
аистовый хвост у аиста.
«Назови одним словом» (игра с мячом) –
у аиста длинные ноги, он какой – длинноногий;
у ласточки длинный хвост, она – длиннохвостая;
у соловья звонкий голос, он – звонкоголосый;
у аиста длинный клюв, он – длинноклювый.
В-ль: - Дети, сколько вы много знаете о перелетных птицах! Почему гуси, утки улетают последними? (У птиц разная среда обитания. Гуси и утки – водоплавающие птицы, у них на ногах перепонки. Они улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.
- Как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь: журавли летят клином – углом, цапли и гуси – шеренгой (крыло к крылу), утки выстраиваются в линию (друг за другом) или в виде дуги, мелкие насекомоядные птицы летят скученной стайкой, хищные птицы (ястребы, орлы) компаний не признают – летят в одиночку)
- Почему не часто мы видим, как улетают птицы? (Птицы летят в основном ночью – так безопасней)
П/и «Перелет птиц» - собраться всем детям вместе для перелета, построиться шеренгой, клином и т.д.
В-ль: - Какую пользу приносят птицы? Как мы должны к ним относиться? (Они поедают вредных насекомых, гусениц, жуков, которые мешают расти деревьям, овощам и т.д.; мы наслаждаемся пением птиц, из красоты; мы должны заботиться о птицах – подкармливать их, не разорять гнезда, вывешивать кормушки, скворечники)
- Дети, а теперь давайте «напишем – нарисуем» письмо Бабе-Яге и ответим на ее вопрос, почему не слышно пения птиц в лесу осенью, куда улетели птицы, и отправим письмо по почте.
Дети выполняют работы по рисованию на тему: «Куда исчезли птицы?»
Обобщение занятия.