Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ориентировка в пространстве в форме графических диктантов

Селиванова Татьяна Николаевна
Графический диктант - это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. Но интересные задания развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх. Среди навыков, необходимых для успешного освоения программы начальной школы, значительное место занимает умение ориентироваться в пространстве. В нашей группе воспитываются   будущие первоклассники с нарушением зрения, значительная часть из них с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией. При срисовывании дети часто выполняют рисунок в зеркальном отображении. 
Ориентировка в пространстве включает в себя не только ориентировку в окружающем пространстве, но и ориентировку на плоскости (на листе бумаги), обозначение пространственных отношений словами: "Выше- ниже", "правее - левее", "правый верхний угол, левый нижний угол", "в центре", "в середине"., над, под, за, перед, сзади, впереди, напротив, между, в середине, вокруг, вдоль, поперек и т.д.
Работа на листе бумаге по словесной инструкции педагога помогает формировать умения переносить пространственное положение предмета на план.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя задания - графических диктантов, ребенок расширяет кругозор, увеличит словарный запас, учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и считать.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не напрягать зрение. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись: 
  
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, определять взаимное расположение картинок слева, справа или посередине, вверху и внизу используют игры типа «Парные картинки». Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 игрушки на карточке, а после найти парную. Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используем разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях — непременный компонент любого практического действия.
Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры. Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правильное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): «Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх!»  и  т. п. 
Популярная игра "Дотронься до..." настроена  на ориентировку  тела, игра  малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:
⦁    дотянись правой рукой через голову до левого уха,
⦁    погладь левой рукой правое колено,
⦁    почеши левой рукой левую ногу,
⦁    надуй правую щёку и т.д.
Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания.
Сообщение подготовила воспитатель Селиванова Татьяна Николаевна 
ГБДОУ детский сад №62Калининский район Спб 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»