Конспект НОД в старшей группе
Экскурсия в Дымковскую мастерскую
Никифорова Светлана Викторовна
Цель: формировать умение создавать узоры в жанре дымковской росписи.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о дымковских игрушках.Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, волнистые дуги).
Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов.
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать чувство ритма, цвета.
Воспитывающие:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Предварительная работа:
Беседы о дымковской игрушке, рассматривание альбомов с изображением дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, прорисовывание элементов дымковской росписи.Оборудование:
Компьютер, слайды с изображением дымковских игрушек, слайд для игры «Найди лишний элемент», картинка с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, заготовки с силуэтом кукол-барышень.Ход занятия
- Ребята, сегодя я приглашаю вас на экскурсию в Дымковскую мастерскую.- А может быть, кто-то знает, что делают в Дымковской мастерской? (Игрушки)
- А какие? (Куколки, лошадки, павлины…)
- А как мы с вами попадем в мастерскую?
- Я предлагаю поехать на лошадках.
Логопедическое упражнение «Лошадка»
-Посмотрите, что для вас приготовили! Давайте рассмотрим.
(Дети самостоятельно рассматривают картинки игрушек, расписанных в стиле Дымки).
- Итак, как называются все эти игрушки? (Дымковские)
- А кто знает, почему они так называются? (Дети высказывают свои предположения).
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- А из чего делали дымковские игрушки? (Глина)
- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- Правильно, глина коричневая, на ней плохо видны узоры, поэтому игрушки покрывали белилами.
- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какие цвета использованы? (Желтый, красный, черный, зеленый, синий, оранжевый)
Игра «Найди лишний элемент»
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? (У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- А кто такие барышни? (Барышня – девушка из барской семьи, госпожа)
- Что у барышни наверху? (На голове шляпа, кокошник)
- А внизу? (Широкая юбка)
- У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но, к сожалению, сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения).
От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
(Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.)
- Рисовать будете красками, кисточку держим тремя пальцами, линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Садитесь по удобнее, спину держим прямо, не наклоняясь слишком сильно над столом. Левой рукой придерживаем лист бумаги, иначе он будет вертеться. Начинаем работу. (В середине самостоятельной деятельности детей проводится физкультминутка.)
Физкультминутка.
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустим руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два – направо поворот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.
- Итак, ребята, вы молодцы. Постарались раскрасить подружек, и наша барышня повеселела. (Выставка детских работ)
- Что нового узнали?
- Для чего учились раскрашивать? (Слепить дома с родителями из глины и раскрасить)
Занятие окончено.