Конспект нод по познавательному развитию в средней группе
Волшебница вода
Дамаева Райля Ахметовна
Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:
Образовательные:познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, цвета, запаха, течёт, растворитель). Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировкании выводов.
Развивающие:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы.
Развивать мышление, любознательность, речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитательные:воспитывать любознательность, взаимопомощь, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материал: стаканчики с прозрачной водой, белая краска, соль, сахар, стаканчики с картинками на донышке, глобус, пластиковые стаканчики (большие и маленькие), одноразовые ложки, формочки, пробирки.
Ход занятия: Ребята, посмотрите, что это у меня?
Дети: это глобус.
Воспитатель:Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего и голубого.
Воспитатель: Верно. Что же обозначено этим цветом на глобусе?
Дети: Вода.
Воспитатель:Это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку, насекомым.
Воспитатель:Правильно, без воды нет жизни на земле.
А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит,стирает, пьёт, умывается, поливает растения.
Воспитатель: Жить нельзя нам без воды. Вода необходима всему живому на земле.
Вы ко мне все подойдите
на меня все посмотрите.
дети,ой, что было утром!
Я же вам забыла сказать.
Только в садик я зашла
бабочку на столе нашла
воспитатель показывает на ладошке бабочку:
Запись: дорогие ребята, нам нужна помощь, в нашей стране, засуха спрятала воду под замок, открыть его можно зная свойства воды...а без воды погибнут растения, погибнем и мы бабочки
Воспитатель: Что нам делать?
Дети:Поможем вернуть воду бабочкам и растениям
Воспитатель: Узнав свойства воды, мы сможем открыть, замок за которым засуха прячет воду. Приглашаю вас отпрвится в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Здесь мы будем проводить опыты с водой. В этом нам помогут 5 помощников. Как вы думаете, о каких помощниках идёт речь? (Ответы детей)
воспитатель: Но прежде чем начать работу в нашей лаборатории повторим правила безопасности:
1. Будь аккуратным и не сори, всё за собой ты убери.
2.Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай, соседа своего уважай!
И так дорогие, предлагаю пройти на свои рабочие места.
1 опыт. На определение вкуса воды.
-Ребята,перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она солёная.
-Как учёные делаем следующий вывод:вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили. (2-3 ребёнка повторяют)
- Вот первый знак, который поможет открыть нам замок.
2 опыт.На определение прозрачности воды.
На столах стаканы ез воды,ко дну которых приклеены с внешней стороны различные картинки.
-Ребята, посмотритевнутрь ваших стаканчиков. Что вы увидели?
Ответы детей
-А теперь нальем в стаканчики воду.(наливаем леечкой0
-Снова посмотрите в стакан. Видите картинку?
Ответы детей.
-Почему вы увидели свою картинку? Ведь теперь стаканы не пустые-в них вода.
Ответы детей.
Вывод: вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.А теперь давайте добавим в воду немного белой краски. Какой стала вода? Правильно, она стала мутной.Посмотрите, видна ли в стакане картинка на донышке?Нет.
Как ученые делаем следующей вывод:Когда мы добавили в воду другое вещество (белую краску), то вода стала не прозрачной и мы не видим предметы.
Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз-росой умылась,
Два-изящно покружилась.
Три-присела.
На четыре- полетела.
У реки остановилась
На цветочек опустилась.
Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
3 опыт.Какую форму принимает вода.
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Давайте нальем воду в узкий сосуд, а затем в широкий и мы увидим,чот количество воды в обоих сосудах не изменилось.
Как ученые делаем следующей вывод: вода меняет форму (2-3 ребенка повторяют)
-Вот ещё один знак, который поможет открыть замок.
4 опыт. Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задайте вопрос: " Чем пахнет вода?" Дайте детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром0. Предложите понюхать. Затем капните в один из них арома масло апельсина, яблоко (дети не должны это видеть- пусть закроют глаза). Пусть понюхают, что же это значит? Скажите детям, что вода начинает пахнуть теми веществами,которые в нее положили.
Как ученые делаем следующей вывод:вода не имеет запаха. (2-3 ребенка повторяют)
-Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
Заключительная часть
Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего исследования и вспомним все, что мы сегодня узнали во время пребывания в нашей лаборатории.
Мы узнали, что вода прозрачная, сквозь нее видны различные предметы.Вода безвкусная, не имеет запаха.В воде некоторые вещества растворяются.
Молодцы, ребята!Вы успешно справились с работой лаборантов.
Ну вот все знаки собрали и замок можно открывать.
Ребята, вспомните, что сказала бабочка? Как вернуть воду?
Дети:чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать свойства воды.
Бабочка очень рада, что вы помогли им вернуть воду, теперь их жизни не угрожает опасность.
Голос: Спасибо вам ребята. Зная свойства воды , мы победим засуху.