Творческий проект
Ребёнок познаёт мир
Демьянова Ольга Борисовна
Творческий проект «Ребёнок познаёт мир»
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко - срочный (3-5 занятий).
Предмет исследования: вода, воздух,статическое электричество.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы.
Разработчик проекта: Демьянова О.Б
Актуальность.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно – поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Опыт всегда должен строится на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель:
Развивать познавательно – исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
Развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды статическое электричество преломление света и др.)
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего применения;
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста формирования желания учиться познавать новое учиться работать сообща.
Образовательные задачи:
Формировать целостную картину мира расширять кругозор: продолжать закреплять знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздухе.
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми формировать поребность делится своими впечатлениями с воспитателем и детьми вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развивать все компоненты устной речи практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре детей существительные.
Развивать связную речь, вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе слушать пояснение педагога.
Способствовать развитию любознательности.
Развивать внимание детей.
Способствовать развитию логического мышления: определять тему проблему исследования последовательность исследовательской деятельности анализировать результаты; желание транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.
Продолжать воспитывать культуру поведения.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Формировать понимание важности воздуха для всех объектов на планете.
Место проведения: помещение группы.
Обеспечение проекта: салфетки для стола, ёмкости с водой, трубочки для сока, бумажные листы, подносы, кисти, стакан гранёный прозрачный, лупа, графин для воды стеклянный.
Материалы для исследования: цветные камушки, платки, пакеты полиэтиленовые, воздушные шарики, фольга пищевая, ножницы, расчёски пластмассовые, фартуки для детей, бумажное полотенце.
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
Беседы о воде воздухе электричестве;
Рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
Создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира поиск нового;
Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
Удачное подведение экспериментов.
Этапы реализации проекта.
1. Подбор методической литературы по опытнической деятельности
2. Создание условий и подбор оборудования для проведения опытов
3. Проведение экспериментов.
Приложение 1.
Опыт с воздухом.
1. Воздух в человеке.
Мы дышим воздухом – пузырьки в воде воздух лёгкий. Подуть в трубочку, опущение в ёмкость с водой.
Подуйте в трубочку опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.
Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
2. Ловим воздух. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз – получается купол заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.
Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет пакет плоский. Расправляем его и ловим им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.
Эксперименты с давлением воздуха.
3. Вода в перевёрнутом стакане.
Наполняем стакан водой до самых краёв, накрываем его листом бумаги и придерживаем его рукой аккуратно перевёртываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не выливается. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на неё. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.
Опыт с водой.
Можно ли склеить бумагу водой?
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно.
Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок в отличие от сухого.
Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчёсывании волос. Пластмассовые расчёски заряжены отрицательно, а волосы – положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.
1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу очень узкими длинными полосками. Проведите расчёской по своим волосам, а затем поднесите её вплотную к отрезкам.
Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
2. Воздушные шарики.
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а ещё лучше о свои волосы, и вы увидите как шар начнёт прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стене, а самое главное к ребёнку.
Это объясняется тем что все предметы имеют определённый электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических зарядов.
Работа с родителями:
Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.
Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус-покус»