Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конструктивные игры как средство развития математических
способностей детей пятого года жизни

Янушкевич Наталья Геннадьевна ,
воспитатель ГБОУ СОШ № 684
«Берегиня» Санкт-Петербурга 

Аннотация: в статье раскрыто значение использования конструктивных игр для развития математических способностей детей пятого года жизни.
Ключевые слова: математические способности, конструктивные игры, педагогическая поддержка.
Развитие математических способностей имеет большое значение для развития личности ребенка.
Математические способности— это специальные способности человека, определяющие успешность освоения и практического использования им разнообразных математических знаний. 
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внесли известные психологи Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов. Математические способности психологи относят к творческим способностям, которые связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности и к специальным, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности.
На современном этапе весьма востребованы исследования, связанные с инновационными методами и приемами работы с детьми. Новое направление сегодня – это конструктивные игры, которые направлены на развитие математических способностей. Таких игр сегодня много. Важно выбрать те, которые будут влиять на развитие личности ребенка. 
Конструктивные игры – это игры, в результате которых изменяется или создается конструкция. 
Значительный вклад в разработку конструктивных игр для дошкольников внесли педагоги А.В. Белошистая и З.А. Михайлова.
Что же необходимо, чтобы конструктивные игры эффективно влияли на развитие математических способностей детей? Необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, оказание воспитателем педагогической поддержки детям в процессе проведения и использования конструктивных игр и, во-вторых, подбора комплекса конструктивных игр, направленных на развитие математических способностей ребенка и их адаптации в образовательных ситуациях.
Что касается первого условия, то по мнению А. В. Белошистой, если в центр внимания педагога ставить проблему индивидуального развития ребенка с природными математическими способностями, а также ребенка, требующего коррекционно-развивающего обучения, то ее разрешение реально возможно в рамках рассматриваемого в исследовании методического подхода, поскольку технология этого вида обеспечивает личностно-ориентированное обучение вне зависимости от уровня развития и природных способностей ребенка. Индивидуальный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребенку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим через посредство системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребенком самостоятельно и при этом приводящих ребенка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера[1]. Основная задача педагога – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Воспитатели детских садов должны быть направлены на личностно-ориентированный стиль общения, на социальное партнерство и поддержку, на оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении. Педагогическая поддержка должна стать неотъемлемой частью деятельности педагога дошкольного учреждения. «Педагогическая поддержка» понимается О. С. Газманом как совместное с ребенком определение его интересов, ценностей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни[3]. Для осуществления педагогической поддержки педагогу необходимо использовать различные тактики, исходя из характера проблемы, обстоятельств ее возникновения, отношения к проблеме самого ребенка и окружающих.
Рассмотрим второе условие эффективности конструктивных игр при развитии математических способностей. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показали, что для данной возрастной группы отсутствует система комплекса конструктивных игр, направленных на развитие математических способностей. В то же время, в соответствии с классификацией сензитивных периодов Пола Эпштейна именно в этом возрасте начинается благоприятный период для развития математических способностей.
Работу по использованию конструктивных игр для развития математических способностей необходимо проводить в 3 этапа:
1) диагностика, целью которой является выявление первоначального уровня развития  математических способностей  детей пятого года жизни;
2) непосредственно развитие математических способностей детей средствами конструктивных игр;
3) диагностика, целью которой является проверка эффективности использования конструктивных игр для развития математических способностей детей пятого года жизни.
Перед тем как избрать конкретную методику работы, необходимо определить на развитие каких математических способностей будут направлены конструктивные игры. Классификацию математических способностей подробно описывает В.А. Крутецкий в своей работе «Психология математических способностей школьников»[4].
В работе с нашими детьми мы отобрали следующие способности: во-первых, способность к обобщению математического материала, во-вторых, способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами и в-третьих, способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
Нами были проанализированы диагностические методики по выявлению уровня математических способностей. Мы остановились на диагностике предложенной Е.В. Колесниковой«Диагностика математических способностей детей».Анализ полученных результатов позволит определить области, в которых ребенок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения. Колесникова разработала очень четкие и доступные для использования диагностики по развитию математических способностей.Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые составляют структуру математических способностей. Для подведения результатов диагностики, необходимо четко определить критерии высокого, среднего и низкого уровня.
Для развития математических способностей необходимо подбирать конструктивные игры различной степени трудности, в том числе и нестандартные, требующие элементов математического творчества.Использовать конструктивные игры со счетными палочками, с геометрическими фигурами, с моделями, схемами и чертежами, плоскостные и объемные. 
Подбирать игры на развитие математических способностей - дело не простое, так как конструктивные игры, представленные различными авторами не разделены по способностям и система игр не представлена. Нами была проделана большая работа по соотнесению игр и математических способностей. Для разных детей подбирались игры с учетом индивидуальных особенностей.
Работа с использованием конструктивных игр была интересна. Нами была составлена картотека конструктивных игр по развитию различных математических способностей.
Примером игр на развитие способности к обобщению математического материала может служить популярная сегодня игра «Блоки Дьенеша» (это набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы). Ее можно использовать с усложнением: сначала сложи по чертежу, затем сложи по памяти и потом по замыслу детей.
Наглядным примером развития второй способности к обратимости мыслительных процессов служит игра «Сложи изображение» с использованием «палочек Кюизенера» (набор палочек разной длины). Например дети помогают ежику подняться, складывая лесенку от самой длинной до самой короткой палочки, а потом в обратном порядке, чтобы он мог спуститься.
Для развития способности к свертыванию математических рассуждений и соответствующих математических действий можно предложить игру на плоскостное моделирование (танграм, коломбово яйцо, монгольская игра). Сначала предлагаем детям предположить «-Сможешь ли ты собрать из этих фигур изображение?». Ребенок должен подумать, высказать предположение. А потом предлагаем проверить практически. Можно усложнить игру, убирая по одной детали «-Можно ли теперь сложить то же изображение?»
На третьем этапе мы провели контрольную диагностику, по результатам которой стало понятно, что в следствии проведенной работы большая часть детей имеют высокий уровень развития математических способностей (увеличение показателя составило 53,4%).
Ниже приведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов детей:
Уровень развития способности
 
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Динамика
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
 
Высокий

 
 
13,3%
 
10%
 
66,7%
 
43,3%
 
>53,4%
 
>33,3%
 
Средний

 
 
70%
 
63,3%
 
33,3%
 
50%
 
<36,7%
 
<13,3%
 
Низкий

 
 
16,7%
 
26,7%
 
0%
 
6,7%
 
<16,7%
 
<20%
Сопоставление контрольных результатов диагностики обеих групп представлено на рисунке:







Сопоставив результаты диагностики можно сделать вывод, что мы выбралиправильное направление в данной теме.
Наша работа получила положительный отклик у родителей воспитанников, которые наблюдали возросший интерес детей к конструктивным играм математического содержания. Необходимо помнить, что игра – это ведущая деятельность дошкольника, а конструктивные игры соответствуют ведущему типу мышления ребенка пятого года жизни.
 
 
Список литературы:
1. Белошистая А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования [Текст]. Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / А. В. Белошистая. – Москва, 2004. – 43 с.
2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы  [Текст] / О. С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
3. Герьянская Н. О. Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях прогимназии [Текст]/ Н. О. Герьянская, И. В. Плющ; под общ. ред. Н. А. Скляновой. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 224 с.
4. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников  [Текст] / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.
5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст]  / З. А. Михайлова. – СПб.: ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2015. – 144с.
6. Немов Р. С. Общая психология [Текст]: учеб.для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования, обучающихся по спец.пед.и соц.-эконом.профилей / Р. С. Немов. -  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 396с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»