НОД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей логопедической группе
Дикие животные наших лесов
Бойцова Любовь Александровна
Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок, енок, -ат, -ят)Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, речевого слуха, дыхания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков самостоятельности, доброжелательности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Массажный коврик, конверты, картинки с изображениями животных, ковролин, мяч.
1. Организационный момент (Создание эмоционально положительного фона. Развитие тактильной чувствительности).
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. (показывает картинку). Посмотрите, какие у него колючки на спинке. Хотите потрогать?
Дети: Хотим.
У воспитателя в руках массажный коврик. Воспитатель произносит текст стихотворения и касается колючками ладошек детей:
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.
(затем дети сами проводят своими ладошками по колючему коврику):
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Воспитатель: Скажите, где живёт ёжик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Сегодня ёжик поведёт нас на прогулку в свой лес.
Музыкальное сопровождение «Звуки леса»
2. Развитие дыхания.
Воспитатель: В лесу кругом растут высокие сосны. Как хорошо пахнет в лесу!
Дети поднимают голову вверх (вдох), медленно опускают вниз (выдох)
3. Упражнение «Подскажи словечко» (развитие речевого слуха, чувства рифмы)
Воспитатель загадывает детям загадки о животных: заяц, медведь, волк, белка, лиса, лось.
Воспитатель: Где живут эти животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Это какие животные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу.
4. Игра «Расскажи о животном» (развитие связной речи)
Воспитатель предлагает детям подойти к столику, на котором разложены конверты. В конвертах спрятаны картинки с изображениями животных. Дети по очереди достают из папки свою картинку с животным, подходят к ковролину, прикрепляют её и составляют рассказ-описание о животном (внешний вид).
Ребёнок: У меня лиса. У неё рыжий мех, длинный пушистый хвост.
5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Воспитатель: Вы хорошо составили рассказы о животных, а теперь мы вспомним, где они живут.
Дети выполняют с воспитателем пальчиковую гимнастику:
У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт он лапу. |
Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое двустишие. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. |
Удары ладонями и кулачками поочерёдно. |
6. Игра с мячом «Назови детёныша» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)).
Воспитатель: А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детёныша, а потом детёнышей этого животного и возвращать мне мяч.
Воспитатель: Волк.
Ребёнок: Волчонок, волчата.
Воспитатель: Лиса
Ребёнок: Лисёнок, лисята
Воспитатель: Медведь
Ребёнок: Медвежата.
7. Подвижная игра «На водопой» (Координация речи с движением. Развитие подражательности.)
Жарким днём лесной тропой Звери шли на водопой. |
Дети спокойно идут по кругу |
За мамой-лосихой топал лосёнок | Идут громко топая |
За мамой-лисицей крался лисёнок | Крадутся |
За мамой-ежихой катился ежонок | Приседают, медленно двигаются вперёд |
За мамой-медведицей шёл медвежонок | Идут вперевалку |
За мамою-белкой скакали бельчата | Скачут вприсядку |
За мамой-зайчихой скакали зайчата | Скачут на прямых ногах |
Волчица вела за собою волчат, | Идут на четвереньках |
Все мамы и дети напиться хотят. | Движения языком «лакают» |
8. Организация окончания занятия. (Рефлексия)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли.
Воспитатель: Вам понравилась прогулка по лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Кого мы видели в лесу?
Дети: Медведя, лису, ёжика, волка, белку
Воспитатель: Какие это животные?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Молодцы!