Конспект занятия в старшей группе
Транспорт
Михайлова Любовь Вениаминовна
Цель: познакомить с названием разного вида транспорта. Развивать интерес к художественному творчеству.Задачи: - образовывать относительные прилагательные от существительных; - образовывать приставочные глаголы; - обогатить словарь; - составлять предложения по картинкам; - развивать слуховое внимание, мелкую моторику, память, мышление, координацию речи с движением. Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт»; рисунок «дорога» для обработки приставочных глаголов; листы бумаги, карандаши, краски, баночка с водой.
Ход занятия:
Игра «Ехали-ехали». Воспитатель: Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь. Ехали мы, ехали, до горки … (доехали), Въехали … (съехали) и дальше … (поехали). Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали), Яму … (объехали) и дальше … (поехали). Ехали мы, ехали, до речки … (доехали), Мост … (переехали) и дальше … (поехали). Ехали, мы ехали, до дома … (доехали), Во двор … (заехали), вот и … (приехали). Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? (Правильно, транспорт.) В нашем путешествии будет много остановок. Поедем, соблюдая правила дорожного движения. Мы приехали на первую остановку ПРИЧАЛ. Посмотрите, что вы видите перед собой? Катер, лодка, теплоход, парусник. К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан) Место, где причаливает маломерный транспорт, называется причал. Место, где причаливают большие судна, называется порт. У корабля есть основные части - нос, корма, борта. Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит перевернутая картинка. Возьмите ее, посмотрите, что на ней нарисовано, запомните и отдайте мне. Сядет тот, кто узнает свою картинку и правильно ее назовет. Дети: Это мой самолет, мая машина, мой троллейбус и т.д. Воспитатель: Ребята, а как можно все это назвать одним словом? Дети: Это транспорт. Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами транспорта. Ребята, сейчас я буду выставлять на доску картинки, а вы их называйте. Дети: самолет, вертолет. Воспитатель: этот транспорт, где летает? Дети: они летают в небе, по воздуху. Воспитатель: Транспорт, который летает по воздуху, называется воздушный. Ребята, давайте произнесем эти слова медленно, по слогам: «воздушный транс порт». Дети: воздушный транспорт Аналогично произносятся слова «водный, наземный, подземный и космический транспорт». Воспитатель: Ребята, что или кого может перевозить этот транспорт? Дети: Этот транспорт может перевозить людей, кирпичи и т.д. Воспитатель: Правильно, людей и грузы. Людей, которые едут в транспорте, называют пассажирами. А транспорт, который перевозит пассажиров, называется пассажирский. Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовой. А как называется большая машина, которая перевозит грузы? Дети: грузовик. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Физкультминутка: Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли Вправо – влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шоферы – хоть куда. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот» - приехал – уехал. - приплыл – уплыл. - прикатился – укатился. - взлетел – приземлился. - большой – маленький. - тяжелый – легкий. - быстрый – медленный. - новый – старый. - далеко – близко. - высоко – низко. Игра «Транспорт специального назначения». Выставляются картинки – пожарная машина, милиция и т.д., обговаривается назначение каждой машины и уточняется понятие «транспорт специального назначения». Воспитатель: Ребята, а сейчас подумайте, какую машину специального назначения вы будете рисовать. Поясняю, что для этого нужно использовать такую форму, как параллелепипед, показываю, как его можно нарисовать. Спрашиваю, на какую часть машины он похож. Дети: на кабину, капот, кузов и т.д. Воспитатель: Все зависит от ее размера: «Это нужно учесть, когда вы придумываете образ своей будущей машины и для чего она нужна». Дети рисуют. Воспитатель: Чтобы транспортное средство поехало, его нужно завести, а чтобы завести, его нужно подготовить. Так и наш рот. Чтобы хорошо говорить, а дальше нам нужно будет рассказывать, нужно сделать зарядку для язычка. - «Дверь». Водитель открывает дверь (широко открыть рот), закрывает (закрыть). Повторить 3 раза. - «Лопатка». Сел водитель – язычок в машину и смотрит вперед (открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать). - «Часики». Решил водитель протереть стекло и включил дворники (открыть рот и водить кончиком языка из одного уголка рта в другой). - «Дятел». Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд). - «Моторчик». Наконец-то мотор прогрелся и завелся ррррррррр (порычать). Воспитатель: Молодцы ребята, завели свои машины. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Дети: о транспорте. Воспитатель: Теперь вы знаете, что транспорт бывает разный. Какой он бывает? Дети: Транспорт бывает наземный, подземный, водный, космический и воздушный. А еще бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Подведение итогов, упражнение «Сложи из геометрических фигур машину» Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Какие виды транспорта вы запомнили? Я предлагаю собрать различный транспорт из геометрических фигур Молодцы, ребята. Вы сегодня все очень хорошо занимались.