Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционных техник рисования: гуашь+ оттиск смятой бумагой
в подготовительной группе. Рисование с натуры
с использованием нетрадиционных техник рисования: гуашь+ оттиск смятой бумагой
в подготовительной группе. Рисование с натуры
Комнатное растение. Фиалка
Ермолова Светлана Андреевна
Цель: Учить детей рисовать комнатное растение с натуры.Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей рисовать комнатное растение с натуры.
- Правильно передавать строение растения: высота растения, форма листьев, расположение цветков.
- Учить передавать величину горшка относительно самого растения.
- Учить подбирать цвета, близкие к натуре.
- Закреплять умение делать наброски простым карандашом.
- Передавать формы цветов с помощью нетрадиционной техники рисования (оттиск мятой бумагой)
- Развивать чувство цвета и композиции.
- Расширять словарный запас детей.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
Использование современных образовательных технологий:
- Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
- Игровые технологии: ДИ «Назови ласково», « Собери цветок и назови его».
Ход занятия.
Воспитатель: Рябята, сегодня у нас необычное занятие. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы её внимательно слушайте. Отгадав её, вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой растут.
Что это ребята?
Дети: Комнатные растения.
Воспитатель: А почему мы их называем комнатными?
Дети: Потому, что они растут в помещении.
Воспитатель: Ребята, а зачем же людям нужны комнатные растения?
Дети: Чтобы было красиво и уютно. Чтобы воздух был чище.
Воспитатель: Правильно. А скажите, мы только дома можем встретитьб комнатные растения?
Дети: Нет. В детском саду, в магазинах, в поликленнике, в школах.
Воспитатель: Конечно. Комнатные растения можно встретить в самых разных местах. А какие комнатные растения вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А если вы встретите где-нибудь это растение, вы сможете его узнать и назвать?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну тогда мы сейчас проверим это.
Игра «Собери цветок и назови его».
На столах лежат разрезные картинки, из расчета один комплект на 2 ребенка.
Воспитатель: Будем работать в парах. Вам нужно составить из них целое изображение и назвать какое это растение.
Дети выполняют здание.
Воспитатель: Готовы? Что у вас получилось?
Дети: Комнатные растения – кактус, герань, фиалка и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много знаете растений. А кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: Их нужно поливать, рыхлить почву, протирать листочки от пыли.
Воспитатель: Правильно. А скажите живые ли они?
Дети: Да, живые. Они пьют воду, растут, дышат с помощью листьев.
Воспитатель: Да, конечно. А что нужно растению, чтобы оно росло?
Дети: Свет, земля, вода, воздух, тепло.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А еще растения чувствуют добро и ласку. К доброму человеку растения тянуться, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за растениями. У таких людей растения плохо растут и часто погибают. Растения любят добрые руки и ласковые слова.
Игра « Назови ласково».
( обращение существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Воспитатель: Мы поиграем с вами в игру. Благодаря этой игре мы вспомним ласковые слова, которые мы можем говорить растению во время ухода за ним. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте внимательно:
Фиалка – фиалочка, герань- геранька, кактус – кактусик, корешок – корешочек, стебель – стебелечек, лист – листочек, бутон – бутончик, отросток – отросточек, цветок – цветочек, вода – водичка, солнце – солнышко.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, перед вами комнатное растение. Кто скажет, как оно называется?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: Вот мы её с вами и попробуем нарисовать. Но прежде, чем мы приступим к рисованию, давайте разомнемся.
Физкультминутка « На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
( ПОТЯГИВАНИЯ – РУКИ В СТОРОНЫ)
К солнцу тянуться цветы
С ними потянись и ты.
(ПОТЯГИВАНИЕ – РУКИ ВВЕРХ)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(МАХИ РУКАМИ)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(НАКЛОНЫ)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
(ПОТЯГИВАНИЕ – РУКИ В СТОРОНЫ)
Воспитатель: Существует множество разновидностей фиалок. Посмотрите на доску с иллюстрациями этих красивых растений. Рассмотрите их внимательно. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Цветы отличаются окраской, листья отличаются и цветом и формой.
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании – «оттиск»(«печать») смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово –бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми».
А где у нас растут цветы и в том числе наша фиалка?
Дети: В горшочке.
Воспитатель: Правильно. Давайте назовём форму горшка?
Дети: Трапеция перевёрнутая.
Воспитатель: что больше горшок или наше растение?
Дети: Растение.
Воспитатель: То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение.
Объяснение последовательности выполнения рисунка воспитателем:
Воспитатель: Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?
Дети: Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.
Воспитатель: С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть.
После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете.
Воспитатель: Какие цвета будем использовать?
Дети: Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.
Воспитатель: Берем бумагу для оттиска – сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом «оттиска» (« печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.
Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.
Воспитатель: Как получить яркий цвет?
Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.
Воспитатель: стол и фон разукрашиваем разными цветами на ваш выбор.
Самостоятельная работа (дети самостоятельно рисуют цветы)
Итог занятия:
Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?
Дети: Бегония, фиалка, глоксиния, герань, кактус.
Воспитатель: Какой цветок мы сегодня нарисовали?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется?
Дети: Оттиск смятой бумагой.
Воспитатель: Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? («оттиском»)
Дети: герань, бегония, цикломен, азалия и др.
Воспитатель: да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?
Дети: величина, форма, цвет листьев и цветов (соцветий) комнатных растений.
Воспитатель: Да, молодцы, дети!