Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство детей с миром искусства через картины художников

Филимонова Галина Александровна,
воспитатель

«Главный способ привнесения искусства
в жизнь – воспитание у подрастающего поколения
повседневной потребности в красоте»
                                                                       А.С.Макаренко
 
В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства  с детского сада.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Знакомство детей с миром искусства через картины художников является длительным проектом: с младшей группы и до подготовительной к школе группы.
Но такие занятия у детей часто вызывает скукоту, они тяжело воспринимают и запоминают информацию. Поэтому, знакомство  детей с художниками  должно проходить в виде краткосрочных проектов, используя художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, загадки и т.д.), музыкальные произведения, видеозаписи, дидактические и словесные игры, свободное рисование детей («Мастерская художника»), можно «подключать» к работе родителей.
 
  В младшем дошкольном возрасте знакомить детей с миром искусства, можно начать с художника  Виктора Михайловича Васнецова, как художника-иллюстратора. В этот период можно использовать иллюстрации Васнецова к сказкам и потешкам, послушать аудиозаписи с   колыбельными песнями, нарисовать  героев потешек.
 В завершении  проекта  предложить родителям вместе с детьми  разучить понравившиеся потешки и нарисовать иллюстрацию к ним,  в итоге у вас получится общая книжка.
Старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Они знают, что такое «Набросок» и «эскиз».
Работу по знакомству с репродукциями картин художников мира  можно вести по плану,  используя  нестандартные методы и ситуации:
 
1. Знакомство детей с биографией художника  (доступная информация)
2. Беседа по содержанию картины.
3. Прослушивание музыкальных произведений или просмотр музыкальных видеоклипов.
4. Разучивание стихотворений.
5. Игры и этюды.
6.Работа в «мастерской художника» (дети выступают в роли художников – это даёт возможность  каждому ребёнку проявить свои творческие способности)
 
Можно знакомить детей с картинами, связывая их с лексическими темами.
 
*    В лексической теме «Золотая осень» мы, конечно, используем картину И.И.Левитана «Золотая осень»
 
В период знакомства с репродукцией:

 
  • Познакомить детей с основными событиями в жизни Левитана.
  • Познакомить  с рассказом Н.Григорьевой «Лес осенью» и сравнить его с картиной И.И.Левитана.
  • Провести Д/И игры: «Круговорот листьев» (на улице детям  предложить  разложить листья в порядке их изменения: от зелёного до вялого;            «Кто, что услышит в осеннем лесу?» (птичьи голоса, свои шаги, шорох листьев…)
  • Этюд-имитация «Лес шумит» (На основе воспоминаний  прогулок  в парках, дети имитируют  движения качающихся деревьев при разной силе ветра и шуршание листьев)
  • Просмотреть  музыкальный  видеоклип «Осенний листопад»
  • В «мастерской художника»  предложить детям создать свою картину «Золотая осень»: в виде рисунка, или аппликации, плоскостной лепки. Работу  сопроводить произведением В.Свиридова «Грустная песенка».
 
*    Осваиваем тему «Одежда» на примере картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
А  в подготовительной группе, изучая глубже эту тему, на основе этой картины,  мы сравниваем одежду разной эпохи и разного сословия.
 
В период знакомства с репродукцией:

 
  • Дети составляют пересказ  сказки  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Познакомить детей с краткой биографией В.М.Васнецова.
  • Рассказать, как появилась картина «Алёнушка».
  • Послушать «музыку воды» (музыка для расслабления).
  • Предложить детям составить  радостное  окончание истории об Алёнушке 
  • Разучить  стихотворение Н.Кургановой «Алёнушка и художник» 
  •  Разучить считалку «Вышла Алёнушка гулять…»
Вышла Аленушка гулять,
Чтоб цветов себе нарвать,
Тишина кругом стоит
Лишь кукушечка кричит.
Ты, кукушка, не кричи,
А всю правду расскажи.
Сколько лет еще весной
Мы увидимся с тобой?
Она стала куковать,
Стала Аленушка считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи -  тебе играть!
  • В «мастерской художника» предложить детям представить, что Алёнушка стала принцессой или феей и отобразить её настроение и внешний вид в рисунке.
 
*    Картину  В.М.Васнецова «Три богатыря»,  можно связать с темой «Герои России».
 
В период знакомства с репродукцией:

 
  • Прослушать  и сравнить два классических произведения «Три богатыря и Шамаханская царица» (где чувствуется мужество и сила богатырей – защитников, готовых в любую минуту сразиться с врагом) и произведение «Три богатыря на дальних берегах» (спокойная, лирическая  музыка, когда  богатыри могут отдохнуть).
  •  Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского «Соловьиное гнездо» и предложить сравнить богатырей на картине художника и солдат во время войны в рассказе известного педагога.
  • Провели игру-соревнование (между командами) «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу»  в сопровождении русской народной песни «Богатырская сила».
  • В «мастерской художника»: предложить нарисовать оружие (меч, булава, лук) , по которому можно узнать, какой из богатырей сидит на коне и раскрасить коня соответствующим цветом (раздать листы бумаги с эскизом коня). Рисование можно  сопроводить «Богатырской симфонией» В.Бородина.
 
*    На примере  картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом» мы познакомим детей с понятием «автопортрет».
В период знакомства с репродукцией:
  •  Познакомить детей  с основными событиями в жизни З.Е.Серебряковой.
  •  Познакомить  со стихотворением «Портрет» (отрывок из песенки С.Гладкова «Если видишь на картине»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или смотрит балерина,
Или Вовка, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
  •  Этюд «Мы сегодня – художники – портретисты» (рассматривание своего лица в зеркале)
  •  В «мастерской художника» предложить детям нарисовать свой  автопортрет, глядя в зеркальце.
 
*    Провожая зиму и, обсуждая февральские метели, мы знакомим детей с картиной Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».  
 
В период знакомства с репродукцией:

 
  • Познакомить  детей с основными событиями в жизни художника и, как возникла идея написания картины.
  • Познакомить  с рассказом  В.Сухомлинского «Как звенят снежинки» и предложить сравнить описание природы в рассказе и на картине.
  •  Разучить стихотворение С.Есенина «Белая берёза»
  • Этюд «Мы – снежинки» (дети представляют себя снежинками и выполняют движения, соответственно тексту)
  • В «мастерской художника» предложить нарисовать кружевные снежинки, или нарисовать берёзу, в сопровождении пьесы А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
 
*    Лексическую тему «Весна. Перелётные птицы», конечно, связываем
с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
 
В период знакомства с репродукцией:

 
  • Познакомить детей  с основными событиями в жизни художника и, как возникла идея написания картины.
  •  Познакомить и предложить проанализировать два небольших рассказа К.Ушинского «Ласточка» и «Скворец».
  • Разучить стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
  •  Этюд «Грачи прилетели» (имитация движений грачей и журавлей).
  •  Отгадывание и инсценировка загадок о птицах.
  •  В «мастерской художника» предложить создать свою картину «Грачи прилетели» в любом стили: рисунок, аппликация, плоскостная лепка. Работу можно  сопроводить полькой И.Штрауса «Трик-трак».
 
 
*    В подготовительной к школе группе уместно взять картину Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка».
Есть художники, которые изображают пейзажи, картины, натюрморты. Но есть и такие художники, которые любят наблюдать и рисовать жизнь людей. Это Федор Павлович Решетников и его работа, которая называется "Опять двойка".
 
В период знакомства с репродукцией:
  • Познакомить детей  с краткой биографией художника.
  •  Познакомить и предложить проанализировать рассказа В.Сухомлинского «Цветок или волчья пасть»
  • Этюд «Кто проявил сочувствие?»
Ругали родители, вредным назвали,
Обидно немного. Заплакать мне что ли?
Но пес подошел, доверчиво глянул...
И нет ни обиды, ни боли!
  • В «мастерской художника»: сделать коллективную работу «Корзина успеха»
 
       
Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и показать, как по-разному их отображают в своём творчестве художники.
 
                                           

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»